Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июля 2018 г.

    Мгновенья счастья

    Так уж получается, что с творчеством Э.М. Ремарка знакомлюсь преимущественно по книгам из серии "о любви", к которой и относится очередной прочитанный мною его роман - "Жизнь взаймы или Небо не знает фаворитов". Грусть, печаль, обреченность и жажда жизни, и любовь к ней - все это здесь есть. Как и сама Любовь. Как это - жить взаймы? жить, зная, что ты обречен? С другой стороны, если посмотреть, то любая жизнь - она ведь взаймы, разница только в одном - знаешь об этом наверняка или даже не догадываешься. А потому все в ней относительно. Вечность в один миг оказывается мгновением, всего какими-то парочками дней/недель/месяцев.


    Человек, которому предстоит долгая жизнь, не обращает на время никакого внимания; он думает, что впереди у него целая вечность. А когда он потом подводит итоги и подсчитывает, сколько он действительно жил, то оказывается, что всего-то у него было несколько дней или в лучшем случае несколько недель. Если ты это усвоил, то две-три недели или три месяца могут означать для тебя столько же, сколько для другого значит целая жизнь.

    На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх

    - вот это верно подмечено. С другой стороны, именно в это время человека может поджидать беда, потому как он расслабился, он счастлив...


    Почти ни один человек не думает о смерти, пока она не подошла к нему вплотную. Трагизм и вместе с тем ирония заключается в том, что все люди на земле, начиная от диктатора и кончая нищим, ветуд себя так, будто они будут жить вечно. Если бы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными

    - а здесь посмею не согласиться. Так думают, оказавшись в беде, но если бы с этим жили постоянно, то ко всему бы привыкли и все шло своим бы чередом.

    Этот роман поделен мною на две части, вернее, даже не так. Этот роман был прочитан мною в разных эмоциональных состояниях: первая половина, когда я была счастлива, а вторая - когда узнала горечь потери одной из составляющих своего счастья. Поэтому и отзыв немного сумбурен, и впечатления неоднозначны, и то, с чем была изначально согласна, теперь согласна в немного других красках. Одним словом, есть до, есть после.


    все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга...

    - а также радость и печаль, счастье и горе... Чтобы узнать насколько ты был счастлив, судьба посылает тебе испытания и потери и тогда ты понимаешь, но порой бывает уже поздно... Интересно, настолько уж принципиально где жить - внизу, где живут здоровые (конечно относительно) или наверху, в пансионате для больных туберкулезом? Думается мне, куда важнее просто жить. Все зависит от собственного отношения к тому образу жизни, который выпал по жребию Судьбы. Встреча Лилиан и Хольмана в конце романа риторическая (а может показательная) в этом плане. Судьбы Клерфэ, Волкова да и многих других как демонстрация того, что небо не знает фаворитов, у него есть только любимчики и только на какой-то определенный срок... А остаться навсегда молодой(ым), красивой(ым) и т.д. - это ли не особая отметина Рока, вариант счастья, которое дарит Смерть? У каждого на это найдется свой ответ.

    13
    905