Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним21 июля 2018 г.Роман любопытен не столько содержанием, сколько идейностью, замыслом. Безусловно, "Преступление и наказание" произведение психологическое. На мой взгляд, его можно отнести к категории "не для всех", вернее, "не как у всех". По сути, это детектив наоборот. Автор не заставляет читателя мучиться поиском ответа на вопрос: "Кто убийца?" Карты раскрыты. Убийца известен. Но спешить судить не надо. Преступление не в убийстве, а наказание не в приговоре. Раскольников герой-идеолог. Он носитель идеи, навязчивой, всепоглощающей. Мысли Раскольникова об убийстве, как доказательстве своего превосходства над "людьми обыкновенными" не оставляют его ни на миг. Порой они граничат с бредом, и сам герой не понимает бредит ли он, или все происходящее с ним - правда. Где заканчивается сон, а где начинается реальность, Раскольников не понимает. Но именно идея, возникшая на грани бреда, на почве безнадёжного отчаяния, толкает его на убийство, и она же основа нравственного перерождения Раскольникова. Страдание есть единственная возможность очищения для героя.
В романе страдают все. Семья Мармеладовых. Но можно ли назвать Катерину Ивановну, Семёна Захаровича, Соню, несчастных голодных детей семьёй?
Что связывает этих людей? Несчастье, безысходность, нищета-вот что их связывает. Святая грешница Соня всё-таки обретает счастье в каторге рядом с Раскольниковым. Дуня и Пульхерия Александровна страдают от жестокого эгоизма брата и сына. Разумихин от тщеславия. Свидригайлов от сознания своей развратной души не выдержал и застрелился, хотя так боялся смерти. Лужина беспокоит его устройство жизни. И он страдает, что всё складывается не так, как он просчитал. Лебезятникову важно осознать свою значимость, быть кому-то полезным, нужным. Ударив Катерину Ивановну, защитив Соню от клеветы, он тоже проходит путь очищения. Страдание-христианская догма. Порфирий Петрович говорит с Раскольниковым словами автора. Он не спешит заключить Родиона Романовича в острог, а даёт время на собственное признание. Три встречи с Порфирием и три встречи с Соней приводят Раскольникова к принятию убийства, к раскаянию. Единственное, о чём сожалеет Раскольников, что не выдержал этого преступления, не смог вынести страдания. И по его раздумьям вышло, что он ещё бОльшая вошь, чем старуха-процентщица. Обретение Бога через страдание показывает Достоевский в "Преступлении и наказании".П.С. в продолжении темы можно обратиться к фильму К.Серебренникова "Юрьев день". Героиня через потерю, страдание, боль, страх приходит к вере. Находит в ней счастье и утешение. Роман Достоевского не как прецедент фильма, а как нравственная основа.
1501