Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Козел отпущения

Дафна Дю Морье

  • Аватар пользователя
    Аноним20 апреля 2011 г.

    Не каждый день встречаешь самого себя

    или
    За чужим забором трава всегда зеленее
    Случалось ли вам когда-нибудь задумываться над тем, как ваша жизнь идет по направлению к пропасти, а жизни, вас окружающие, благоухают розами? Хотелось ли вам примерить на себя жизнь другого человека? Мне хотелось... Но почему-то никогда в голову не приходила мысль, что и у этих "благоухающих" жизней есть оборотная сторона. И как бы ни прекрасен был фасад, если заглянуть в замочную скважину, собственная жизнь покажется не такой уж плохой.
    Не знаю, хотелось ли главному герою продать душу дьяволу за чужую жизнь, но своей он точно был недоволен. Да и жизни у него как таковой и не было - лекции в университете, поездки по Франции, крошечная квартирка, старенький форд и твидовые костюмы - простенько и серо, как и сам герой, который с первых страниц романа кажется нытиком и занудой.
    Но автор решает закончить его жалкое существование, внять его мольбам, дать ему шанс стать другим человеком - в его жизни появляется граф де Ге, который не что иное, как точная копия главного героя. Внешне. Граф де Ге - подлец, которых еще поискать. Что он успешно нам демонстрирует, скрываясь в неизвестном направлении, оставляя бедного Джона наедине с титулом, замком и семьей, в шкафах которой спрятан не один (и даже не два :) скелет. А жизнь продолжается, и герою приходится хлебнуть ее сполна. Чужак проникает за закрытые наглухо двери, смахивает пыль со скелетов, день за днем пытаясь понять - кто же такой Жак де Ге? Удивительно, как за несколько дней ему удается изменить жизнь в замке, изменить самого графа... Вот только не стоило забывать, что где-то в далекой Англии граф может попытаться сделать то же самое. А так как



    козел отпущения всегда виноват

    , известно, чем все обернется.
    Как ни странно, но, читая роман, я меньше всего интересовалась главным героем и его метамарфозами. Он был всего лишь глазами, которыми я страница за страницей наблюдала за обитателями замка, глазами, которыми я заглядывала в самые потаенные уголки. И постепенно круг наблюдения сузился до матери и дочери - графини и ее дочери. Франсуаза - всего лишь бледная тень, всего лишь страница контракта, чужая в собственном доме, и никто даже не пытается убедить ее в обратном. Женщина, которая покорилась своей судьбе, взявшая на себя роль затравленного псами зверька. А ведь если подумать, она единственная, от кого зависело процветание всей семьи, вот только слишком слабая, чтобы использовать этот факт в свою пользу. И если Франсуаза вызывает жалость и сочувствие, то ее дочь - Мари-Ноэль - ничего кроме раздражения. Маленький избалованный манипулятор, дьяволенок в услужении у Бога - все недостатки графа помноженные на 10 плюс соответствующее воспитание. Мать-графиня, Поль, Рене, слуги, рабочие - все они по-своему интересны, но для меня служили больше фоном, помогающим пробираться в лабиринтах жизни графа де Ге.
    Не знаю, почему я решила начать знакомство с творчеством дю Морье именно с этой книги, но теперь это и не важно, т.к. я ничуть об этом не жалею. Более того, очень рада, что мои ожидания легкого развлекательного чтива не просто не оправдались, но были разбиты в пух и прах. Все в книге: атмосфера, характеры, малейшие детали - погружает в состояние тревожности и даже безнадежности. Осень, старый замок, заброшенная голубятня, оборванные качели, колодец - читаешь и ловишь себя на мысли, что каждая мышца напряжена и на душе как-то паршивенько, но оторваться не можешь просто потому, что по какой-то причине ты этим состоянием наслаждаешься! А, закрыв книгу, понимаешь: пусть твоя жизнь - полнейшая неразбериха, и, кажется, что выхода нет, но лучше тебя ее никто не проживет, как что хватит заглядывать за чужие заборы :)



    Человек, который разгуливает в одежде другого, демонстрирует черты его лица, цвет волос и глаз и замашки, не отвечает за него, он просто оболочка, фасад, так же мало похожий на подлинник, как чехол скрипки на укрытый в нем инструмент

    9
    28