Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним16 июля 2018 г.Безнадежно устарело
Я понимаю, за что именно Достоевского первым упоминают иностранцы, говоря о русской литературе (даже не Толстого, не Набокова). Это ведь не может быть случайностью. Можно издать кого-то миллионным тиражом, а можно кого-то запретить издавать вовсе, но читатель сам определяет свой выбор и формирует общественное мнение. А общественное мнение западного читателя, вплоть до американского континента, исключительно уважительное и положительное. И "ПиН" вспоминается ими в самую первую очередь. Почему?
Да потому что Россия Достоевского именно такая, какой ее хотят видеть или привыкли видеть западные читатели.
Какая же это Россия?
Грязная, нищая. При этом с как бы одухотворенными людьми, на редкость болтливыми и постоянно философствующими. Но людьми слабыми духом (и телом), пьющими, психически неустойчивыми. И живут они плохо, в грязном городе, полном быдла и всякой мрази. Сразу вспоминаются слова Роршаха про сточные канавы, или "Подо мной этот ужасный город. Он вопит, как скотобойня полная умственно отсталых детей, а ночь воняет блудом и нечистой совестью." Это Россия, которую мы потеряли, по крайней мере на время благодаря Великой Октябрьской революции. Это Россия, которой западный читатель убеждает себя, что если вокруг этой большой и ужасной страны построят несколько ракетных баз, так будет только лучше.
Вся атмосфера "Преступления и наказания" - это чернуха, как в фильмах Звягинцева.
Кто-то скажет - да это твоя Родина, сынок! Ты живешь в дерьме!
Нет, я скажу, это клюквенная Россия. Это вырванный кусок из многообразия того, что было нашей родиной больше ста лет назад. Я не сужу о своей квартире по содержимому моего унитаза и не сужу о городе, где происходит действие, по комнате Раскольникова.
Но это, в принципе, частности. Может, для сюжета и выражения основных идей Достоевскому так и нужно было, описывать все через чернуху?
Основная идея, как убеждают нас учителя литературы и критики, в том, насколько же Родион заблуждался в идее сверхчеловека, достойного карать тех, кого посчитает нужным, в проблеме "слезы ребенка", в том, что убивать это плохо, и тому подобное.
Ну, что убивать - это плохо, это мы и до Федора Михайловича знали. И что если убьешь кого-то первый раз - будешь плохо себя чувствовать. Спасибо за эту свежую мысль!
А вот что касается права убивать, здесь все посложнее. Достоевский решает эту проблему донельзя примитивно. Он просто показывает, что главный герой, претендующий на роль сверхчеловека, оказывается всего лишь слабаком, дрожащей тварью. А раз у него не получается, то и другим людям он тоже не советует.
Но прием дешевый и неубедительный. Потому что ни один нормальный человек не будет ставить себя на место Раскольникова.
Раскольников изначально слаб и закомплексован. Он подвержен модным и простым идеям, но при этом извращает их в свою пользу и по-детски примеряет их на себя. Но если он выставил себя психически неуравновешенным идиотом - разве это служит убедительным примером?
Раскольников настолько жалок, что даже его речь невозможно читать. Эти постоянные инверсии, эти абсолютно неудачные подборы слов, эти нелепые эпитеты и восклицания - речь умалишенного. И так говорит не только он, так говорят все. И кто-то считает это охренительным языком! Да совершенно плохие диалоги у Достоевского. Это речь ДЦПшников, а не диалоги!
Кто-то скажет: "Ты ничего не понимаешь в классической литературе! Достоевский жил в 19 веке, там так все разговаривали!".
Ложь! Откройте Толстого, посмотрите на язык и прямую речь его персонажей. А его персонажи жили в начале 19 века. И сравните, как они четко выражали свою мысль и как выражают свои мысли герои Достоевского!
Да даже фраза "Тварь я дрожащая или право имею", вы просто прислушайтесь, как же по-идиотски, как нелепо она звучит! Словно речь юродивого или проповедь монаха, а не персонажа образованного, читающего книги, претендующего на что-то там! Да даже Платон Каратаев на его фоне и фоне других персонажей "ПиН" выражает свои мысли, как академик!
Открываю сейчас "ПиН" на случайной странице, вижу фразу "Давеча как я вошел и увидел, что вы с закрытыми глазами...". Что за ДАВЕЧА?! Это говорит Свидригайлов. Человек вроде не на помойке и не в селе себя нашел. Что за речь?
Или вот еще от Раскольникова: "Как смеете вы так говорить!".
Почему он не говорит: "Как вы смеете так говорить?!". Почему он меняет слова "вы" и "смеете" местами? Это же какой-то бред! Я еще понимаю, если бы Раскольников делал ударение на "вы", подчеркивая, что кто-то может сметь так говорить, но только не тот, к кому он обращается. Но по контексту это не так, ударение здесь делается на слово СМЕЕТЕ (или на слове ГОВОРИТЬ), а не на слово ВЫ, то есть на само ДЕЙСТВИЕ (ВЫСКАЗЫВАНИЕ), а не на того, кто его совершает.
Тот же Свидригайлов говорит "об чем" вместо "о чем".
Другой персонаж употребляет "зачем" вместо "почему". Тот, кто понимает русский язык, знает, чем "почему" отличается от "зачем", и где может употребляться только "зачем", а где только "почему".
Вот зачем Достоевский намеренно обедняет и портит речь своих персонажей? Это попытка показать чернуху не только в быту, но и в голове у главных героев? Опять же дешевый прием, призванный продемонстрировать бедность души и ума персонажей. Но по мне это показывает бедность языка самого автора.
Язык является средством донесения основной мысли - все мы рабы Божьи, твари, надо возлюбить ближнего, молиться богу, и больше от нас ничего не требуется. Религиозный посыл книги настолько примитивен, очевиден и прозрачен, что становится не по себе.
В реальной жизни это не работает. Если человек хочет кого-то убить, то как правило не ради того, чтобы доказать, что он сверхчеловек и выше остальных людей, а ради корысти или зависти или даже любви (да-да, возлюбил ближнего и убил другого, бывает и так). И эти люди не будут раскаиваться в своих преступлениях. Случай Раскольникова - это частность, такого не бывает. И когда говорят о том, что здесь раскрывается психология убийцы, мне просто смешно. Все убийцы разные, и ничего эта книга не раскрывает.
Книга показывает просто слабого человека, который решил совершить что-то геростратовское и потерпел крах. И поэтому автор отказывает в существовании сверхчеловека.
Но сверхчеловек имеет право на существование. Ему убивать не обязательно. Он не будет убивать ради убийства, чтобы доказать кому-то что-то. Он будет просто творить великие дела, объединять и вести за собой людей, изобретать что-то новое, творить, сочинять, менять мир. Таких людей нет в мире Достоевского - ну так и мир Достоевского не правда жизни, а всего лишь отражение определенных комплексов и воззрений автора - не более того.
Наивные мысли Достоевского просто устарели. Его выдуманный чернушный мирок со слабыми и жалкими персонажами не затрагивает ничего в моей душе.81,5K