Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Theatre

W. S. Maugham

  • Аватар пользователя
    Аноним19 апреля 2011 г.

    В "Театре" Моэм исподволь предлагает читателю задаться следующим вопросом: а может, каждый из нас есть ничто иное как совокупность личин, которые мы ежедневно примеряем на себя?
    Кажется, что сам он убеждён в истинности этой формулы и целенаправленно подтверждает её на примере образа жизни актрисы Джулии Ламберт, при этом (для пущей убедительности) оперируя самыми разнокалиберными стилистическими инструментами: от почти нейтрально окрашенных эпитетов до гротеска и хлёстко-ироничных гипербол. Однако его позиция как повествователя вовсе не критикующая, то есть сам он относится к своей героине снисходительно и понимающе, а осуждающие тирады вкладывает в уста второстепенных персонажей.

    С Джулией, казалось бы, всё предельно ясно: будучи актрисой по профессии и по призванию, она и вне сцены не может удержаться от смены различных амплуа, наилучшим образом гармонирующих с теми или иными жизненным «декорациями».
    А вот если говорить о её «обличителях» (речь идёт прежде всего о её сыне Роджере, конечно), тут всё не так однозначно: порой начинает казаться, что их разоблачающие выпады в адрес многоликости Джулии - ничто иное как личина из того же «сундука», из которого она достаёт свои.

    В романе также блестяще раскрыта тема преданности своему делу. В свете этой темы проблематика частых перевоплощений главной героини в жизненных реалиях обретает совершенно иные очертания: человек, стремящийся стать мастером практикуемого им ремесла, всегда и всецело поглощён им, срастается с ним, поэтому неудивительно, что Джулия превращала свою жизнь вне сцены в своего рода помостки для совершенствования своего мастерства, чем и объясняется тот факт, что зачастую она забывала смывать «грим» перед возвращением в реальность. Да, её внетеатральная личная жизнь как бы являла собой репетицию неких сценических ролей из ненаписанных пьес. Можно ли её за это осуждать? Едва ли…Ведь изначально целью любых человеческих взаимоотношений является эмоционально-энергетический обмен – а уж на отсутствие эмоциональной отдачи со стороны Джулии не мог пожаловаться ни один человек из её окружения.

    В прозе Моэма примечательно то, что он, как автор и повествователь, лишь ненавязчиво приоткрывает перед читателем простор глубин человеческих судеб и отношений, оставляя за ним право самому решать, стоит ли в эти глубины погружаться или ограничиться лишь их созерцанием. И в «Театре» Моэм не изменяет себе.

    14
    37