Рецензия на книгу
Тэсс из рода д'Эрбервиллей
Томас Гарди
Peppy_Femie15 июля 2018 г.Сначала , как и все, хотела написать на этот роман разгромную рецензию и даже обозвать его "Памятником викторианскому скудоумию", но потом подумала, что рука не поднимается, да и вообще Гарди простительно все: даже такие невнятные и непонятные современному читателю герои, как Тесс и Энджел.
К тому же, слишком уж Гарди хорошо пишет, мне не показалось, что здесь чего-то было НЕ В МЕРУ. Как раз-таки наоборот: и описания сельской глубинки, и вымени коров были тут очень даже к месту. Да и речь героев даже в наши дни кажется какой-то искренней и настоящей. В общем, мастерство оно и есть мастерство, даже в переводе, даже спустя многие-многие эпохи, и даже такая героиня как Тесс впечатлений от повествования не портит.
Итак, сюжет разглашать смысла не имеет. Вкратце Тесс - этакая молочная коровка, дитя природы - случайно узнает о том, что она потомок великого обнищавшего рода д`Эрбервиллей и по настоянию своего нищего семейства отправляется в гости к своему так называемому кузену - Алеку д`Эрбервиллю, бабнику, распутнику, мерзавцу, шалопаю и все в таком духе. Но юная Тесс, разумеется, этого не знает и попадает в лапы к сластолюбцу Алека. В итоге прямо-таки "Бедная Лиза" по-английски: юная крестьянка обесчещена коварным барином. Только все вроде как происходит против воли бедной героини в копне гнилой листвы: ведь она никогда не любила Алека и много раз ему открыто об этом заявляла!
Ну а дальше пошло-поехало: юная дева обесчещена, рожает ребенка от своего искусителя ( но он скоро умирает) , в округе распространяется дурная слава ( ну все-таки падшая женщина!) , от безысходности героиня уезжает из родной деревни и встречает там СВОЮ СУДЬБУ - Энджела Клэра, сына священника, агностика, скептика, человека высоких взглядов и принципов и еще много чего в таком же духе. Болтается этот Энджел по жизни без смысла и цели и по большому счету своими моральными устоями не отличается от того же повесы д`Эрбервилля. В общем, бледный убогий как внешне, так и духовно Энджел как-то не очень тянет на героя-любовника, как по мне, Алек с его здоровыми мужскими желаниями и страстями подходил на эту роль гораздо лучше, но это же Викторианская эпоха, а тогда были совсем иные нравы и другие мужчины в ходу...Дальше сюжет раскрывать смысла не имеет. Он во многом определяется тем, что Гарди махровый женоненавистник. Женщину он воспринимает как беззащитное ни на что не способное существо , что во многом было свойственно для той эпохи. Тэсс идеально подходит на роль такого раболепного ни на что не способного существа. Она ничего не делает ради себя, все лишь для других, ее жертвенность и отсутствие здорового чувства собственного достоинства прямо-таки зашкаливают и полностью растворяют ее как личность. В ней нет ничего примечательного, кроме симпатичной крестьянской мордашки и пышной фигуры. Как личность, как женщина она совершенно не интересна, потому что у нее нет своих идей, своих целей, желаний и стремлений.
Она , как послушная деревенская корова, тупо и покорно усваивает все, что говорит ей Энджел и всецело проецирует на него все свои надежды и устремления. Даже, когда после ее признания он втаптывает ее в грязь, Тэсс не приходит на ум оскорбиться или защищаться, она воспринимает все как должное и все так же смотрит на своего Энджела раболепными полными слез коровьми глазами. И возникает закономерный вопрос: а человек ли Тэсс для самого автора? То , что он изображает ее в виде идеала сельской женщины, вовсе не значит, что сам автор уважает ее как человека, как личность.
Да и что самое интересное, женщина в те времена и не была личностью. Ее нельзя было ставить на одну доску с мужчинами, она во всем от них зависела.
Но, несмотря на это, мне кажется, и в то время существовали по-настоящему гордые женщины, которые не боялись смело заявить о себе , короче говоря, не такие никчемные и смиренные, как Тэсс. Но разве мог Гарди изобразить другой идеал? Он же сам был викторианским мужчиной.Вся эта описанная любовь Тэсс и Энджела какая-то странная и до невозможности мерзкая. С его стороны - скотское поведение, которое Гарди тем не менее оправдывает его "духовными сомнениями". Со стороны Тэсс - какое-то нечеловеческое раболепие и преклонение. Мерзок и сам Энджел, от его рассуждений в середине книги веет вот именно что викторианским скудоумием, смертельно безнадежной ограниченностью. Но тут естественно большую роль играет то, что он сын священника, а все эти высокодуховные персоны на деле чрезвычайно жестоки.
Конец романа , на мой взгляд современного читателя, слишком уж жесток по отношению к бедному Алеку. Кого бы он там ни совратил, как по мне, свою вину он целиком искупил и такого точно не заслуживал...
А уж то, что это убийство было совершено во имя любви к такому ничтожеству, как Энджел Клэр, и вовсе просто обескураживает.161,9K