Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Those Who Leave and Those Who Stay

Elena Ferrante

  • Аватар пользователя
    Cath_in_red13 июля 2018 г.

    Третья книга неаполитанского квартета рассказывает о годах молодости главных героинь. Лену, покинувшая родной город во второй книге, в третьем романе ещё сильнее отдаляется от него. Элена выходит замуж за Пьетро Айрота, молодого ученого из уважаемой интеллигентной семьи и переезжает во Флоренцию. Кажется, что в жизни Лену всё прекрасно: её книга хорошо продаётся, у неё перспективный муж и прекрасные отношения с его родными, вскоре у Лену и Пьетро рождается первенец – дочь Аделе, названная в честь свекрови. Но в душе Лену становится всё хуже и хуже. Она чувствует себя плотно опутанной паутиной быта, её сил хватает только на занятия семьей и домом, а стремление создавать что-то важное постепенно затухает.

    Жизнь Лилы ничуть не проще судьбы Лену. Лина трудится на колбасном заводе и воспитывает сына Рино. Из-за тяжелой работы и постоянного нервного перенапряжения Лила чувствует себя всё хуже и хуже. Она словно забывает о своей гениальности и единственной её задачей становится простое выживание. Страх и чувство вины обездвиживают её. Её былая страсть прорывается только в совместных с Энцо занятиях программированием и в спонтанном выступлении перед коммунистами.

    Жизнь героинь замедляет ход, но вокруг них все сильнее волнения общественной жизни Италии. Идеи коммунизма, социализма, феминизма сливаются вместе в один бурлящий поток, разрушающий привычную жизнь. Стремление к разрушению и насилию, которое еще в детстве почувствовали в себе героини, никуда не исчезает. Италию охватывают волны беспорядков и убийств, и Лену и Лила, попытавшиеся было притаиться и переждать это безумие, всё же не могут полностью отстранится от него.

    Эта книга стала для меня самой мрачной и гнетущей в квартете. В ней время тянется еле-еле, героини будто застряли в какой-то вязкой и мутной субстанции, не дающей им жить дальше полной жизнью, развиваться и расти над собой. Предчувствие грядущих невзгод и испытаний нарастает с каждой страницей, а когда трагедия случается, она воспринимается скорее как избавление от выматывающего ожидания, чем как настоящее горе. Если предыдущая часть напоминает качание на качелях благодаря неожиданным и нелогичным поступкам героинь и событиям, от которых захватывает дух, то ощущение от третей части можно сравнить с катанием на сломанном колесе обозрения, когда, поднявшись на самую вершину, ты застреваешь в душной маленькой кабинке. Ты смотришь на ужасы, происходящие вокруг, но обездвижен и не можешь ничего изменить. Такое ощущение бессилия перед неотвратимой бедой пронизывает всю книгу.

    6
    518