Рецензия на книгу
Нетерпение сердца
Стефан Цвейг
Аноним13 июля 2018 г.Меня чуть не порвало от злости с этой истории и ее участников. От всей творящейся там слабости, трусости, а больше всего от постоянного манипулирования. И поэтому сейчас я буду плеваться ядом и спойлерами. В основном ядом.
Тони – бесхребетен. Его увязание в паутине лжи, жалости, его малодушие (почему, черт возьми, он называет свое малодушие состраданием?!) вызывает иногда желание выдать ему хорошую порцию затрещин, иногда остается лишь устало сокрушаться его слабости, иногда это просто молчаливое «рука-лицо». И с каким-то мазохистским удовлетворением Гофмиллер после очередного разговора резюмирует: «решалась моя судьба. Решалась без моего участия». Даже когда ему предоставляется возможность сделать самостоятельный выбор, Гофмиллер тут же перекладывает ответственность, искренне считая, что это Кондор «заварил кашу», и он должен все расхлебывать. С чего бы это, дружочек? Вообще-то, это не Кондор в свое время ляпнул лишнего и выдал свои слова за чужой обнадеживающий прогноз.
Эдит – избалованная девчонка, привыкшая к тому, что ей все позволено и любой каприз будет исполнен, что она – центр внимания и центр этого маленького мирка. Как мальчик из фильма «Игрушка». В сочетании с тем, что она не может ходить, с возрастом, когда так резко и беспричинно меняется настроение, с желанием, присущим каждой девушке, нравится и привлекать мужские взгляды, Эдит становится просто концентратом нестабильности и эгоцентричности. А нравиться-то и некому, да и сравнения с энергичной, полной жизни Илоной она не выдержит. Поэтому единственного случайно подвернувшегося мужчину ни в коем разе нельзя отпустить! И поэтому нерастраченные девичьи грезы, фантазии и чувства обрушиваются на него. И все можно было бы «понять и простить», если бы не постоянные манипуляции всеми и вся в стиле «ах, я знаю, какая я для вас обуза, калека несчастная, ах, идите развлекайтесь, но знайте, что я буду тут сидеть и страдать одна». Так и хочется сказать – ну и сиди. А особенно выбешивают недомолвки и намеки о самоубийстве, вовремя брошенные девушкой; так некоторые человеческие экземпляры шантажируют своих партнеров, что «сделают с собой что-нибудь», если их бросят. Абсолютная низость. И со стороны здоровых, и со стороны не вполне здоровых, ибо то, что ты бедный и несчастный не дает тебе никакого права делать бедной и несчастной жизнь других людей.
Папаша Кекешфальва также не гнушается манипуляцией и, когда все методы воздействия, в том числе подкуп будущим наследством, исчерпаны, прибегает к любимому доченькиному средству: намекает на ее возможный суицид и невзначай сваливает ответственность за это на Тони: Ну, тогда… тогда все кончено. В остальное время Кекешфальва ползает на карачках, целует Антону ручки за его доброту и сострадание, лебезит, короче, делает все что угодно вместо того, чтобы набраться смелости и взглянуть на ситуацию трезвым взглядом. Но больше всего у меня подгорело с этого умозаключения (после того, как Эдит написала письмо с признанием в любви Гофмиллеру):
она ждет только одного… только единственного слова, которого ждет каждая женщина от своего любимого… Она ведь ни на что не осмеливалась надеяться, пока была так больна… Но теперь, когда она наверняка должна выздороветь, совсем, совсем выздороветь через неделю другую, почему бы теперь ей не ожидать того же, на что вправе рассчитывать любая другая девушка, почему нет?..
Что, простите? Так я сейчас могу написать признание в любви… ну, скажем, Джимачке Стерджессу (чего ж мелочиться?!), и после этого я буду вправе рассчитывать на взаимность?! Что за бред. А почему она должна рассчитывать? И почему Антон должен эти расчеты и ожидания оправдать?И даже доктор Кондор оказался под влиянием Эдит. Сначала он действительно производит впечатление рассудительного, логичного человека с чувством меры, но последний разговор с Антоном добавляет большую ложку дегтя. Уважение к Кондору как к врачу, к мужчине, остается, но и доктора не миновала участь манипулятора. Не мог он не понимать, какое впечатление на мнительного Антона произведут его слова об «убийстве». Не мог доктор не понимать, что его собственная жизнь, его брак – результат его же выбора, принципов, убеждений, его Призвания, а то, что Кондор предлагает Антону, – результат слабости и дурости молодого человека, и следовательно, не получится из этого варианта ничего хорошего.
Малодушие, манипуляция и жизнь в иллюзиях – вот три кита, на которых держатся отношения между героями Цвейга. Антон бесхребетен, Эдит полностью подчинила себе семью, старик Кекешфальва не готов увидеть правду. Из того, что Цвейг рассказывает про своих персонажей, я могу предположить, что все они искали теплоты и душевности от других людей. Антону не хватало дома, о чем он сам и говорит, Кекешфальве – искренних отношений, основанных не на материальных вопросах, его жене – защитника, Эдит – мужского внимания. Но сложность в том, что изголодавшийся по теплоте человек может за домашний уют/искренность/защиту/влюбленность принять простое проявление вежливости и воспитанности со стороны других людей. Он может принимать желаемое за действительное и дорисовывать, додумывать недостающее, надеяться на большее, но должен ли другой человек поддерживать эти иллюзии и фантазии? И, несмотря на то, что я могу найти причины такого поведения героев, объяснить их для себя, я не могу ни к кому испытать симпатию и понимание. И нет у меня ни для одного из них сострадания.
24704