Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение в Брайдсхед

Ивлин Во

  • Аватар пользователя
    ljaljafa13 июля 2018 г.

    Эту книгу надо читать зимой. Сначала вы попадете в благостное лето, полное солнца, цветов, надежд, любви, яркого будущего, а потом спустя сотни страниц снова постепенно окажетесь в тупике зимы, где вам, собственно говоря, самое место зимой. То есть проделаете весь тот самый путь, который прошел герой.
    (Я читала эту книгу летом, поэтому в зиму не поверила.)

    Как любая попытка вспомнить, роман порой излишне подробный, ибо дело памяти - воскресить все в деталях. Кажется, что диалоги и описания можно бы и сократить - но нет, с точки зрения героя-рассказчика, заново проживающего свою жизнь, нельзя.

    Роман полон умолчаний и призрачных намеков. Почему Себастьян так чурается и боится своей семьи? Я до последнего ждала какой-то страшной тайны, которая объяснила бы его поведение, но никаких открытий не последовало. Итак, человек с блестящими задатками спускает свою жизнь в... почему? Со стороны повествователя это никак не объяснено, остается только гадать.

    Но и сам повествователь оказывается примерно там же. Человек с талантом, кстати небедный, он женится на нелюбимой и даже неприятной женщине, рождает ненужных детей - зачем? Оба эти героя напоминают мне Сантьяго Савалу из "Разговора в соборе" Льосы (1969 г.), того, кто выпустил из рук вожжи собственной жизни и просто плыл по течению.

    Что это - экзистенциальная проза? Разрушение предопределено, несчастье имманентно самой жизни, исправить это нельзя? Может, имманентно самой Великобритании, недаром некоторые члены семьи Флайтов стараются держаться от нее подальше?

    Имеющий глаза да прочтет: упоминаются "десять мертвых лет", и я думаю, это время от любви до любви. Чарльз любил Себастьяна, что бы там ни выдавалось за дружбу, и он спустя десять лет полюбил Джулию, возможно, как отражение Себастьяна, ведь упоминается, что они были внешне похожи. Кроме любви ничего не важно, не полно, даже (что странно читать от писателя) творчество, поэтому герой пунктирно существовал эти десять лет и после разрыва с Джулией назвал себя "пожилым мужчиной", хотя ему должно было быть около сорока лет.

    Моя версия: в алкоголе Себастьян топил свой страх стать католиком - чтобы спустя много лет все-таки, возможно только по воле автора, стать католиком. А может, просто он страшился уготованного ему блестящего будущего, был панком своего времени, отрицающим общество, лоск, деньги (что не мешало ему жить на деньги семьи).

    Так или иначе, все главные герои приходят в конце книги к отрицаемой ими ранее религии. И те, в кого религия вдалбливалась с детства (уставшие ей сопротивляться Себастьян и Джулия) , что показывает, как велика роль детства и семьи в жизни любого человека. И сам Чарльз, приход к вере которого не проговаривается как путь, а кратко описывается как факт. Чувствуется, что эта тема близка самому автору и он несколько искусственно навязывает ее героям как единственный исход.

    "Большие надежды" оборачиваются "Утраченными иллюзиями": исчезает род Марчмейнов (по крайней мере пока неясно, кто его продолжит), разрушается их имение, никогда не повторится то первое лето в Брайдсхеде. Война - венец всему, логичное завершение процесса оскудения былого величия, былой радости, былой жизни. Пусть в опустелый дом войдут грубые солдафоны и разрушат не ими созданные прекрасные росписи.
    Это тупик. Это зима. (Это Великобритания?) Горит лампада, но я не вижу в ее огне света в конце туннеля.
    Спасает язык романа - чистый, как родник, к которому припадаешь в жаркий день. Этими образами хочется упиваться...


    "Она была так похожа на Себастьяна, что рядом с нею в сгущающихся сумерках меня смущала двойная иллюзия — знакомого и незнакомого. Так, глядя в сильный бинокль на человека, находящегося на большом расстоянии, видишь до мельчайших подробностей его лицо и одежду, и кажется, протяни руку, и ты его достанешь, и странно, почему он не слышит тебя и не оглядывается, а потом, посмотрев на него невооруженным глазом, вдруг спохватываешься, что ты для него лишь едва различимая точка, неизвестно даже, человек или нет. "
    8
    886