Рецензия на книгу
Лезвие бритвы
Иван Ефремов
Alexis_McLeod12 июля 2018 г.Одна из самых странных книг, прочитанных мною за 27 лет существования...
Начать следует, наверное, с того, что книжка читалась как "советская фантастика" в игре "Собери их всех!"
Но фантастики как таковой в ней не обнаружилось совсем (и даже как-то неловко теперь перед кураторами игры...)
Большинство рецензий сходятся на том, что это - философский трактат. Но и этого я, честно признаться не обнаружил от слова "совсем".
И это даже не первое мое знакомство с автором. Первым был приключенческий роман "На краю Ойкумены", запомнившийся обилием путешествий (классика жанра), Древним Египтом, Древней Грецией, рассуждениями о красоте, любви, легкой занудностью стиля и обилием слов "окаймленный" и "заклейменный".
Но вернемся к нашим баранам. Первые сто страниц данного произведения - это такой "Доктор Хаус" по-советски. Обилие разных медицинских историй и баек из практики Гирина - стареющего профессора, увлекающегося психоанализом и влиянием психо-травм на физиологию человека. Но с чисто научной точки зрения (попрошу это запомнить!)
Затем внезапно в жизнь Гирина врывается девушка Сима на 20 лет его моложе, гимнастка, у которой ничего особо не клеится ни в спорте, ни в личной жизни (за плечами уже неудачный брак и развод).
И вот тут меня как читателя уже начинает немного штырить - потому что, с одной стороны, мы имеем типичный любовный роман от Олега Роя (свят-свят, даже стиль повествования похож!) про умного и обеспеченного взрослого мужчину и девочку-Золушку, желательно провинциалку и без денег. А с другой, а с другой - О, внезапность! - мы имеем ФЕМИНИЗМ!! Нет, правда, надо посоветовать нынешним рад.фемкам почитать Ефремова. И такие длинные-длинные экскурсы в медицинских терминах о красоте ягодичных мышц у советских гимнасток и античных статуй. И религиоведные рассуждения про "Молот ведьм" и инквизицию в Европе. И сетование на пережитки прошлого - что женщине "грешно" выходить замуж не-девственницей. И - критика христианства как женоненавистнической религии (у меня тут недавно знакомая как раз диплом защитила про феминизм и христианство...). В общем, читатель в моем скромном лице читал сие и тихо охреневал, простите, местами даже зачитывая сие вслух случайно попадавшимся "жертвам".
Но это только первая часть)))
Мы переходим ко второй, и - вжух! - забудем про Гирина и ягодичные мышцы античных статуй, - мы уже в компании веселых итальянцев (вставок типа "Мадонна мия!" - будет много), которые, чтобы не сидеть холодной зимой в Неаполе, отправились добывать алмазы и барыжить ими на черном рынке затем в Африку. Пираты, короче. Дикие, но симпатишшные. Тут я немного потерялся во внезапно возросшем кол-ве героев. Понял только, что есть художник (1), его жена (2), симпатичная феминистка (опять! снова!!..), не сумевшая стать ни актрисой, ни ученым (3), и еще какие-то странные левые люди, типа "плохого парня", который хочет забрать все алмазы себе, хорошего капитана корабля, хорошего офицера, который, конечно же, влюбляется в феминистку и т.д., и т.п. ... Вояж заканчивается неожиданной находкой - короной Александра Македонского, украшенной странными серыми камнями, отбивающими память.
Третья часть - и мы снова переносимся в Советский Союз начала 60-х годов. Тут у нас есть еще один ученый-мамина радость, 30 с лишним лет и девочка-из-провинции (снова привет О. Рою), и любовь, и драма (девочка, увы, не столь "невинна", как казалось на первый взгляд).
Четвертая часть - вжух! - мы с вами, не поверите! - в индийском фильме. У нас тут странный молодой человек Даярам Рамамурти (имя стоит того, чтобы его написать в рецензии, ящитаю))), художник (мужские персонажи в этой книге сплошь ученые да художники), страстно желающий достичь просвещения и стать крутым йогом. И как-то раз он встречает девушку небесной красоты, подобную богиням-апсарам, встречает, конечно же, в храме, но девушка - не жрица какого-нибудь культа, нет... Она - порно-актриса! Да, не больше и не меньше. Но проданная в детстве в рабство и страстно желающая избавиться от этого, гхм, "ремесла". Художник ее, конечно же, спасает (предварительно месяц-другой помедитировав - извини, дорогая, я все понимаю, но дело-то ответственное, мне срочно нужно духовно сосредоточиться...) После спасения девушка позирует художнику и он создает с нее сногсшибательную скульптуру - вся Индия плачет от восторга.
Затем все герои внезапно начинают знакомиться друг с другом - индийский художник и его муза гуляют с итальянцами, советские ученые прилетают в Индию зачем-то...
В финале имеем драматизьм - спойлер:не все герои доживут до последней страницы!и внезапные многостраничные речи о йоге и коммунизме (!!), их схожести и полезности для общества и отдельно взятого организма.
В целом, повторюсь, это было СТРАННО и очень противоречиво. Гирин (если вы дочитали рецензию до конца и не забыли еще, кто это такой - респект вам!) в начале ругающий религию за ее "антинаучность" и "мракобесие" к концу повествования сам становится убер-меншем, одним взглядом останавливающим преступника и способным выдержать на мышцах пресса любой самый тяжелый шкаф.
Вообще, подводя итоги, не то чтобы фантастики я тут не нашла, меня крайне удивило, как довольно откровенные разговоры о сексе (разбор поз Камасутры, например, - ничего постыдного! Древние индийцы лучше знали человеческое естество, а стыд и "мораль" - это все пережитки "плохой" христианской религии), феминизме, религии, пускай и "заполированные" сверху речами о торжестве коммунизма - вообще могли пройти цензуру и попасть в "золотой фонд" советской литературы)).
Но у книжки при всей ее "спорности" есть одно "но" - она написана прекрасным литературным языком. А это меня, увы, всегда подкупает. Когда-то я так же читал "Код да Винчи" Дэна Брауна - ощущения были схожие - по содержанию, конечно, бред, но по форме - оторваться невозможно.52,3K