Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в семи томах. Том 5

Стефан Цвейг

  • Аватар пользователя
    Аноним11 июля 2018 г.

    После обстоятельной биографии Бальзака от Андре Моруа мне было интересно сравнить, что о великом французском классике думает Стефан Цвейг. Стоит отметить, что биография Бальзака от Цвейга увидела свет почти на двадцать лет раньше, чем книга Моруа. И если у Моруа это монументальный труд, снабженный многочисленными выдержками из писем, где автор старается максимально отстранится от субъективной оценки личности людей, играющих важные роли в жизни Бальзака, то у Цвега эта биография почти становится художественным романом. Цвейг, с одной стороны, пытается непредвзято взглянуть на самого Бальзака, его поступки, и поведение тех, кто его окружает, но не может долго оставаться беспристрастным и тогда достается всем.

    Достается от Цвейга Бальзаку - за его стремление приобщится к светскому обществу и за любовь к дорогостоящим безделушкам. Цвейг негодует так неистово, как супруг, обнаруживший, что его жена растратила все отложенные на нужную вещь сбережения на десятую пару туфель, которые один в один похожи на уже имеющуюся в ее гардеробе пару. Автор восклицает, что эта "бабья любовь к барахлу при полнейшем отсутствии денег совершенно абсурдна", что все эти золотые ножики для бумаги, кошелечки, цепочки и трости "скорее приличествуют кокотке, только что выпотрошившей заезжего набоба", чем аскету, каким называет себя Бальзак в письмах к Ганской.

    Хотя Стефан Цвейг не рассказывает подробно о каждой даме, игравшей ту или иную роль в жизни Бальзака, но все же можно легко определить, кто из них пользуется его симпатиями, и кто - антипатиями. Например, Зюльме Карро, бывшей другом и почитателем таланта великого писателя автор высказывает всяческое уважение. Цвейг отдает должное графине Гвидобони-Висконти, называя ее благородной женщиной, ибо она, будучи "возлюбленной, всегда готовой на жертвы подругой и неутомимой помощницей в самые трудные минуты" никогда не докучала Бальзаку своей ревностью. При этом Цвейг, вероятно, с недобрым прищуром в глазах, ищет самое слабое звено в рядах бальзаковских дам и находит его - это Эвелина Ганская! Надо сказать, матушка Бальзака тоже не пользуется у автора расположением за свою черствость, скупость и буржуазный подход, но все же Цвейг отмечает, что та, насколько могла, распутывала расстроившиеся финансы сына, при этом мужественно держа оборону против бесчисленных кредиторов, осаждавших квартиры Бальзака. Но госпожа Ганская! Цвейг неумолим по отношению к ней, как самый суровый прокурор. Столько лет она морочила голову писателю, изводя его своей мелочной ревностью, требуя, чтобы он являлся по ее зову, когда она выезжала для очередного путешествия в Европу, обижалась по пустякам, и даже когда Бальзак, уже больной, умирающий не поднимался с кровати, все ее мысли были заняты покупкой новых нарядов и украшений.

    Впрочем, Цвейг не только дает свою оценку тем или иным поступкам, он старается копнуть поглубже, разбираясь в причинах и следствиях, выявляя психологические мотивы. Бальзак в молодости стремился к женщинам постарше - причина этого в том, что мать писателя всегда была холодна и сурова с ним, поэтому ему приходилось искать материнское тепло и любовь у других женщин, например, у Лоры де Берни. Расточительность и необузданное стремление к роскоши - причина, опять-таки скрывается в детстве, проведенном в закрытом колледже, когда у маленького Бальзака не было ни единой монетки, чтобы купить себе какую-нибудь приятную мелочь, а также в нищем юношестве, проведенном в мансарде на улице Ледигьер. Постоянные притязания Бальзака на дворянскую приставку "де" в имени, а также на родство с д'Антрэгами, чьим гербом он украшает свой экипаж? Это и вовсе наследственное, ведь еще отец писателя сменил свою фамилию Бальса на Бальзак, и протиснулся в местное «хорошее общество», превратившись из сына крестьянина в почтенного и обеспеченного буржуа. Оноре лишь поддержал семейную традицию, решив из буржуа стать дворянином.

    Нашлись у Цвейга и некоторые, не отмеченные в биографии от Моруа факты. Например, автор отмечает, что первые письма Ганской Бальзаку являлись плодом коллективного творчества. Скучающая в своей Верховне Эвелина решила развлечься в компании своих племянниц, и вместе они сочинили восторженное и романтичное письмо, которое в целях конспирации было переписано воспитательницей дочери Эвы. Однако впоследствии переписка была продолжена уже лично госпожой Ганской. Однако не одна Эвелина любила подобные розыгрыши, не чужд им был и сам Бальзак. Вообще-то он любил читать письма поклонниц и даже отвечал особо интересным ему особам, однако, когда писем стало слишком много, к переписке с фан-клубом была подключена его преданная подруга Зюльма Карро, жившая в провинции и вследствие чего имевшая достаточно свободного времени. Одно письмо, написанное Зюльмой, по ошибке получила даже Ганская, когда их переписка с Бальзаком только завязалась! Разумеется, она сразу заметила, что почерк в письме разительно отличается от того, который был в письме предыдущем. Однако Бальзак сумел выкрутиться, пояснив разницу в почерках тем, что почерков у него столько, сколько дней в году.

    Подведу итог. Сначала мне было непривычно читать столь эмоциональное повествование о Бальзаке, все-таки, биограф, как и историк, как мне кажется, должен быть максимально беспристрастным и непредвзятым. Однако, впоследствии именно эта цвейговская пристрастность к своему объекту исследования увлекла меня, и в итоге его биография Бальзака понравилась мне не меньше, чем биография от Андре Моруа)

    22
    575