Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июля 2018 г.

    Ну, а дальше-то что?

    Довольно странная книга. Я всегда считал. что в любом произведении должен быть какой-то стержень, общая объединяющая идея, или несколько идей. Должен быть замысел, короче говоря, послание читателю.
    А что мы видим здесь? Романтическая история, еще одна романтическая история, еще какие-то истории, все в средневековом антураже... и что? К чему все это написано?
    Сюжет книги известен даже тем, кто ее не читал, распространяться об этом бессмысленно.
    Но хотелось бы обратить внимание тех, кто не читал, и тех, кто читал, что в этой книге самого главного, а именно, ИДЕИ совершенно нет. Это просто зарисовка каких-то средневековых нравов.
    Что дает уму и сердцу история святоши, который возжелал цыганку? В этом есть какая-то мораль?
    История, что Квазимодо внутри хороший человек, что-то сама по себе значит, но звучит довольно банально.
    Многообещающая и по своему захватывающая история с неожиданными сюжетными поворотами заканчивается довольно печально - Фролло умирает, его брат умирает, цыганка умирает, ее мать умирает, Квазимодо тоже умирает.
    Можно ли говорить, что смертью Фролло наказано зло романа? Да нет, ведь он не единственный отрицательный персонаж. Феб тоже еще тот подонок, своими действиями создающий опасность не меньше Фролло, хоть и не намеренно, но выпутывается из всех неприятностей. Да и Клод не законченный мерзавец, он просто запутавшийся человек. Он был умен, образован, он приносил пользу, он воспитал Квазимодо, и воспитал благородным человеком. Следовательно, его смерть скорее трагична.
    Смерть Эсмеральда печальна и, что самое неприятное, абсолютно бессмысленна, потому что делают напрасными и смешными все усилия ее друзей по ее спасению. Ее краткое воссоединение с матерью также не имеет смысла, поскольку абсолютно ни к чему не ведет. Сложилось ощущение, словно Гюго хотел разрушить какие-то сюжетные штампы того времени, не дать свершиться хэппи-энду. Я не думаю, что исполнение такой странной задачи дает основания считать книгу шедевром
    Ну, убил ты всех персонажей - а дальше-то что? К чему все это?
    Вышибать слезу умеем мы все. Расстраивать людей гораздо легче, чем их смешить. Я могу написать теоретически рассказ о зверствах инквизиции или фашистов, убийства женщин и детей, и все будут рыдать.
    Неужели книга написана просто для того, чтобы мы поплакали над Эсмеральдой и Квазимодо?
    Великие книги не для того пишутся. Они должны что-то в нас пробуждать, менять людей. А так - это просто дешевый фарс.
    В общем, разочаровала меня эта "классика" еще в детстве, разочаровывает и по сей день.

    10
    1,4K