Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь Пи

Янн Мартел

  • Аватар пользователя
    Аноним9 июля 2018 г.

    Защитный механизм психики в действии

    Под катом содержатся спойлеры!

    Философ или зверь - вот какой вопрос поднимает произведение Янна Мартела "Жизнь Пи". Эта книга о том, возможно ли остаться человеком в нечеловеческих условиях или судьба определена уже в ту секунду, когда условия гуманности исчезли. И сразу отмечу, что первая и вторая части меня не поразили, самый смак начинается в третьей, поэтому в силу живости впечатлений, основанных на спойлерах - эта часть рецензии спрятана под кат.

    Писин Молитор Патель (кратко Пи (π=3,14)) - подросток, оказавшийся единственным выжившим после крушения корабля, на котором он плыл со своей семьей. Это уже страшно - дрейфовать 227 дней в бескрайнем океане в надежде, что тебя найдут. Однако еще ужаснее это делать не в одиночестве, а на пару с настоящим зверем - тигром Ричардом Паркером. При все при этом сам главный герой еще абсолютно не оперившийся птенец, не устоявшаяся личность и он потерян в религии - то осуждает представителей по очереди, то так же друг за друг прибивается к каждой конфессии, доводя до того, что везде его считают своим.
    Первая часть произведения как раз и описывает эти религиозные метания подростка (мне абсолютно не ясные - я с момента, как начала соображать, знала, что есть какой-то Высший разум, при этом не прибивалась ни к каким течениям, но и не критиковала их) - честно, было скучно - у очень ожидались уже перипетии вынужденного путешествия в океане.

    То, что пришлось пережить Пи за 227 дней существования между водой и небом - не пожелаешь и врагу. Во второй части повествования выясняется, что мальчику придется находиться в шлюпке с опасным врагом и каждая секунда будет посвящена выживанию не только в смысле поиска пропитания и добычи пресной воды, а и спасения себя от зверя. При этом подростку буквально в начале пути пришлось лицезреть жестокую смерть зебры из-за гиены, которая в свою очередь убила пытавшуюся защититься от происков этого нижайшего животного орангутана Апельсинку, а также нападение на эту падальщицу тигра - все кровавые и тошнотворно-физиологические подробности опустим. С сокращением живых существ легче, однако, не стало - возникли проблемы с питанием, доходило и до попыток Пи съесть фекалии тигра - но мальчик смог, единственное, в чем он изменил себе - отказался от вегетарианства. В тихом плавании было и чудо* (ох, добрый ли это знак) - плавучий остров посреди океана, куда на некоторое время, чтобы вновь почувствовать почву под ногами и ощутить себя живыми, пришвартовались Патель с Паркером. Но остров оказался не таким и волшебным, как думалось - с него пришлось уплывать в срочном порядке. Тем не менее, кто знает, не уплыви Пи тогда, может, и не видать ему спасения позднее.

    Ну а теперь перейдем к самому интригующему!


    «ИЗВЕСТНО ЛИ ВАМ, КАКОЙ ЗВЕРЬ В ЗООПАРКЕ САМЫЙ ОПАСНЫЙ?»
    Стрелка указывала на занавесочку. К занавесочке всегда тянулось столько загребущих рук, что ее приходилось то и дело менять. А за нею висело зеркало.

    Дальше...

    Если бы не третья часть, т.е. не вариация рассказа Пи без животных - произведение утратило бы свою ценность (можно было бы спокойно смотреть такую киношку, чем и ограничиться). Но вариация есть, и на мой взгляд, именно история без животных - и есть истина!


    Г-н Окамото: – А вы заметили, что и у зебры была сломанная нога, и у этого тайваньского матроса!
    – Не-ет…
    – А гиена отгрызла зебре ногу точь-в-точь, как этот кок отрезал ногу матросу.
    – Ох-х-х… Окамото-сан, и как вы только все замечаете?!
    А тот слепой француз из другой шлюпки – помнится, он сознался, что убил мужчину и женщину.
    – Да, точно.
    – А кок убил матроса и мать мальчишки?!
    – Вот это да! – Много общего у этих историй.
    – Значит, тайваньский матрос – это зебра, мать – орангутан, а кок… а кок – гиена. Выходит, что сам он – тигр!
    – Да. Тигр убил гиену – и того слепого француза. Точь-в-точь, как он убил кока.
    Пи Патель: – У вас не найдется еще шоколадки?
    Г-н Чиба: – Сейчас. Вот!
    – Спасибо.
    Г-н Чиба: – Но что же все это значит, Окамото-сан!
    – Понятия не имею.
    – А остров? И кто такие сурикаты?
    – Не знаю..
    – А эти зубы? Чьи же зубы он нашел на дереве?..
    – Не знаю. Что я, по-вашему, в голове у этого мальчишки сижу?

    Самое простое и быстро приходящее в голову объяснение - это то, что выдумка животных была для Пи спасением от Совести, возможностью защитить собственную психику - эдакий защитный механизм фантазионной смеси проекций с рационализацией. Создать в воображении тех, на кого действительно возможно (и очень даже объяснимо) перенести груз вины и отделиться от нее. Что касается сурикатов и зубов, да и плотоядного острова в целом - думается мне, что это были прорывающиеся в придуманную новую вселенную осколки настоящей реальности (плотоядный остров - явление невозможное, ну или редкое, как минимум - как и человек, проявляющий столь зверскую жестокость (нечасто, к счастью, подобные условия возникают), тем более Пи себя никогда не соотносил с людьми, которые могли бы совершить такое; сурикаты - хм, возможно даже отголоски прошлого вегетарианства - как морские животные, сурикаты - жертвы и тигра. и острова, и в то же время Пи с ними так хорошо, он любит животных, его радовала экосистема на плоту, ну а зубы - напоминание о его жертве - коке, как раз полный набор одного человека). Пи нашел свой выход, но хорошо ли это...

    36
    1,4K