Рецензия на книгу
The Dark Forest
Cixin Liu
Аноним9 июля 2018 г.Art by Dave Seeley.Довольно противоречивым получилось продолжение цикла.
Первая книга оканчивается осознанием неизбежного вторжения внеземного разума, во второй части речь идёт о возможных планах спасения, на развитие и осуществление которых у человека четыреста лет.Для развития этой задумки автор снова вводит элемент игры, но уже не "Загадку трёх тел", - мировым сообществом выбираются четверо "Отвернувшихся" (Wallfacers), на плечи которых ложится разработка этих самых планов. Своего рода мессии изолируются от общества, правящие мира сего обязуются выполнять все необходимые условия и требования, какими бы абсурдными они не казались. Замыкающим великолепную четвёрку становится ничего особо из себя не представляющий ученый Ло Цзи, в которого особо никто не верит и который не верит в себя сам, но выйти из игры невозможно. В противовес разработчикам практических теорий по спасению выдвигаются "Разрушители" (Wallbreakers), которые должны рассекретить и обнародовать их идеи. Итак, кто кого?
Именно эта линия занимает больший пласт сюжета, долго и томительно раскачиваясь. Барахтаясь в ней, я чувствовала, как опускаются мои руки - вторая часть начинала казаться провалом, идея про создание четверых неприкасаемых кажется откровенно слабой - неужели человечеству ничего лучше в голову прийти не может, вот серьёзно?
А затем Ло Цзи и его семью отправляют в гибернацию. Пока герой безмятежно спит, автор фоновыми событиями изображает двести лет жизни человечества, в которых теория эскапизма терпит сокрушительный провал и на смену ей приходит волна технологического прогресса, рождающая на свет космические корабли нового поколения и сносящая за собой пять миллиардов людей из-за тотальной выжимки соков из экономики.
События разворачиваются по спиральной форме развития, и так наступает Второе Возрождение - время подземной и наземной жизни, чипизации, генетически модифицированной еды, нового подхода к жилищному имуществу, онлайн-пространства.Люди надеются, что Земля наконец выработала цивилизационный иммунитет. На этой позитивной волне Ло Цзи выводят из гибернации, тяжёлое бремя, кажется, наконец самоустраняется, но как бы не так - жизнь всегда полна сюрпризов, часто не смешных и не забавных.
Все описанные события книги до пробуждения Ло Цзи являются плацдармом для того, чтобы подвести героев и читателя к пониманию концепции выживания "в тёмном лесу", которая наглядно продемонстрирована на судьбе отрезанной горстки кораблей.
Именно во второй половине книги Лю Цысинь проявит себя как потрясающий художник-иллюзионист: не пойми откуда в повествование врывается сбивающая с ног динамичность, в ней проливается кровь, пробуждаются первобытные инстинкты, на престол восходят паника и хаос, обычно в симбиозе воздвигающие себе нового идола. Язык автора становится настолько метафоричен, что создаётся ощущение, что софоны могут не только ограничивать человека, заставляя его барахтаться в возведённых рамках, как беспомощного птенца в ожидании громадного паука-птицееда, но и проникать в сознание.
Автор сам становится внеземным инструментом, потому что как иначе объяснить рождение в голове невероятных картин, дрожащих, живых, кричащих? Закрывая книгу и давая возможность мыслям восстановить свой ход, возникало невообразимое чувство, что описанное в книге и действительное - это одно; настоящий жаркий летний вечер терялся где-то в лабиринте строк - его просто не было на тот момент.
Безусловно, в романе есть масса недочётов - сам факт, что на столкновение с первым вражеским зондом человечество отправляет почти весь флот; перегруженность романа диалогами; наличие сюжетных провалов; своеобразный, на мой взгляд, конец.
Но на другую чашу весов ложатся качественные описания баталий, гораздо лучше очерченные контуры героев по сравнению с первой книгой, непередаваемая никаким языком атмосфера. Мне понравились концепция космической социологии и целый букет проблематики, поднимаемой автором: роль индивидуалистов в творении истории в противовес истории, сотворившей их имена; вопрос соотношения морали и выживания; звание лидера и бремя ответственности; эскапизм и столкновение с реальностью как формы противостояния кризису; потенциальная окантовка атеизма как формы отдельной веры; проблема смысла жизни и бессмертия; гендерная идентичность и понятие семьи; столкновения любви и чувства долга.
Чаши колеблются, но во многих описанных ситуациях роман задевал меня за живое и причинял боль, а воображение фонтанировало бесчисленными иллюстрациями - ощущение, будто в моём сознании снимали фильм без моего ведома. И этот критерий побеждает.
22770