Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним8 июля 2018 г.Второй раз читаю Ремарка, но если прошлая книга На Западном фронте без перемен показалась очень проникновенной, то "Жизнь взаймы" выглядела с точностью до наоборот.
У нас есть главная героиня - Лилиан - девушка, умирающая от туберкулеза. Есть еще два героя - Клэрфе и Борис Волков - влюбленных в Лилиан.
Все диалоги, я повторюсь, абсолютно все диалоги написаны так, словно их взяли из статусов онлайн-дневников. Ничего живого и человеческого, одни только: "Я хочу жениться не для того, чтобы ты возвращалась, а чтобы ты была всегда со мной" и "Жизнь - это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться". Я что, цитатник читаю? Меня от этих высокодуховных откровений тянуло то ли к карандашу с блокнотом, то ли к холодильнику за водкой.
Почему они, кстати, так много пьют? Лилиан со стаканом вообще не расставалась. Со стаканом и с платьями, про платья там столько написано, сколько не писали никогда. Почему обошли стороной шубы? А сапоги резиновые чем не угодили?
Вообще, героиня отталкивающая. Истеричная и мечущаяся из стороны в сторону. Я слышу негодующие мысли: "Она же умирает!", "Любой бы при смерти вел себя истерично!". Да кто при смерти говорит цитатами? Ей сколько там, я не помню - 24? А говорит она как сорокалетний мужик, умудренный опытом. И вечно одно и то же: "Почему мы не живем вечно?", "Почему люди умирают?", "Почему я не могу жить?". И по кругу, по кругу, по кругу. Я уже на втором круге поняла, что она хочет жить, но об этом написано 375 страниц в электронной книге. Просто разными словами.
Влюбленность, что её в мужчин, что мужчин в нее выглядит надуманно и жалко. Один орет, чтоб она вышла за него замуж, хотя видит, что ей это все до лампочки. Другой прибегает в другой город и рыщет по вокзалам, хотя ей и это не особо важно. Она живет за чужой счет (это у меня больная тема) и при этом так качает права, что любой портье должен пить корвалол после её посещения. Никакой любви тут в помине нет, есть только вечный страх перед лицом неизвестности. Я заражена и начинаю говорит цитатами... Лилиан просто хотела забыть о своем горе и оттянуть момент раздумий, а потому использовала всех, кто ей подвернется под руку.
Повествование течет медленно, скучно, об одном и том же, причем смысл выливается через неинтересных персонажей. Автогонки показаны, как элемент внезапной смерти, мол, вот, Лилиан боится умереть, а кто-то в эту смерть кидается. Кто-то сам едет ей навстречу. Мы поняли, можно было сократить.
Я сейчас выражаюсь довольно цинично, но я не думаю, что эта книга среди лучших у Ремарка.
Закончилось все так, как было бы правильно. Идея донесена. Помню нечто подобное в "Даме с камелиями". Тоже была умирающая роковая женщина, которая свела с ума кучу мужчин. Красота, которая осталась вечной. Не дожила до старости и осталась в памяти красивой и печальной. Это что-то из готики, но исполнено не очень.25648