Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним8 июля 2018 г.

    ... жизнь - это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться

    Жизнь. Любовь. Смерть. Алкоголь. Деньги. Снова смерть. И опять жизнь. Париж. Красивые платья. Длинные разговоры. Жизнь. И смерть.

    Здравствуй, Ремарк. Мы снова встретились. Как бы ни походили друг на друга его романы, я не перестану их читать. Провести два вечера с этим писателем - всё равно что посидеть с давним знакомым, обменяться новостями и вспомнить былое. А потом расстаться на неопределенное время, но знать, что обязательно встретишься опять.

    Клерфэ - гонщик, он заезжает в санаторий "Монтана" - где-то в горах в Швейцарии - навестить своего друга Хольмана, тоже в прошлом гонщика. Здесь он знакомится с молодой девушкой Лилиан, которая больна туберкулезом (как и другие жители санатория), и их жизни постепенно переплетаются. Что это? Любовь? Или попытки позаимствовать чужую жизнь, поскольку твоя собственная тебе совсем не в радость? И кто берет взаймы?

    Автор решил порассуждать о жизни и смерти, хотя еще в начале Хольман говорит Клерфэ, что в санатории о смерти не говорят. С этого момента все разговоры только и о ней. Говорят все: Клерфэ с Лилиан, Лилиан и ее дядя Гастон, случайные знакомые Лилиан, даже поэт, встретившийся ей поздним вечером в кафе. Ремарк противопоставляет смерть сначала жизни, а потом - любви. Он рассматривает отношение к смерти здорового человека, которому нечего терять и вся жизнь которого - постоянный риск, и смертельно больной женщины, для которой любой день и всякий вечер могут оказаться последними. Как меняется восприятие, когда думаешь, что влюбился, и как сложнее становится поддерживать отношения после этого. Как это влияет на жизнь и на смерть.


    Противоположность любви - смерть. Горькие чары любви помогают нам на короткое время забыть о ней. Поэтому каждый, кто хоть немного знаком со смертью, знаком и с любовью.

    Как и любую другую книгу Ремарка, эту можно разобрать на сотни цитат. Все-таки умел он писать эти известные всем (или почти всем) истины, каждую из которых хочется выписать, чтобы время от времени перечитывать. При этом тебя это ничуть не раздражает, привыкаешь, что весь текст, который сочится из его книг, является самой жизнью. Одной длинной жизнью. Ее каждый читатель и проживает вместе с автором, давно покинувшим нас.

    Поначалу я подумала, что этот роман будет похож на "Триумфальную арку" сильнее, чем обычно походят друг на друга книги Ремарка. Но я ошиблась, чему очень рада. Жаль, что ту книгу я помню недостаточно хорошо, чтобы их сравнить, однако даже по ощущениям они хоть и похожи, но Клерфэ и Лилиан - другие. Да и не только они. На самом деле впервые я читала, не замечая, что читаю именно Ремарка. И даже присутствие смертельно больной девушки в сюжете не придавало книге излишнего трагизма. Для знакомства с автором книгу, наверное, брать не стоит, а вот для продолжения ваших отношений - вполне. И спасибо автору за чуть не такую концовку, что я от него ожидала.

    9
    308