Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отец Горио

Оноре Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июля 2018 г.

    Увы, буду многословной...

    Колесница цивилизации в своём движении подобна колеснице с идолом Джагернаутом: наехав на человеческое сердце, не столь податливое, как у других людей, оно слегка запнётся, но в тот же миг уже крушит его и гордо продолжает путь. Вроде этого поступите и вы: взяв эту книгу холёной рукой, усядетесь поглубже в мягком кресле и скажете: "Быть может, это развлечёт меня?", а после, прочтя про тайные отцовские невзгоды Горио, покушаете с аппетитом, бесчувственность же свою отнесёте за счёт автора, упрекнув его в преувеличении и осудив за поэтические вымыслы.

    Ай да Бальзак! Ну что ж, посмотрим: холёная рука - нет, мягкое кресло - нет, покушать с аппетитом - само-собой, обвинять в подлоге автора - ну уж нет. Бесчувственность? Разумеется. Книга, безусловно, развлекла, или скорее увлекла, заставила посмотреть по сторонам и даже пустить слезу (где-то очень глубоко), но жизнь продолжается. Колесница, будь она неладна! И Бальзак прекрасно это знает, так почему бы немного не потроллить читателя...

    Итак, блистательный Париж (ибо каким он ещё может быть?). Где-то в его недрах стоит скромный пансион вдовы Воке, в стенах которого проживает весьма разношёрстная компания из семи постояльцев, не считая тех, кто приходит туда столоваться.


    Все эти семеро пансионеров были баловнями госпожи Воке, с точностью астронома отмерявшей им свои заботы и внимание в зависимости от платы за пансион.

    Так, например, к интересующему нас г-ну Горио хозяйка относилась как чуть ли не к королю, и даже вынашивала относительно него тайные матримониальные планы, но по мере того, как таяли денежки г-на Горио, хозяйская страсть остывала. К моменту же, когда начинается вся эта история, сей жилец давно уже поизносился и стал предметом жалости и всеобщих насмешек.

    Здесь же мы видим старого знакомого Эжена де Растиньяка ("Шагреневая кожа"), но тут он ещё совсем зелёный, только-только приехал в Париж получать образование. Он пока не выбрал свой жизненный путь и сильно мучается угрызениями совести, когда вынужден выпрашивать у бедных матушки и сестриц последние су на свои столичные развлечения. У Эжена в романе две функции: раскрыть тайну г-на Горио и показать, какие пути существуют, чтобы пробиться в высший свет.


    В Париже, чтобы хорошо знать всё, что творится вокруг, не следует спать по ночам.

    И Растиньяк быстро разгадывает загадку обнищания мсье Горио. А всё до смешного просто. Он - отце двух взрослых дочерей, которых недавно и, казалось бы, удачно выдал замуж. И что? - скажете вы. А то, что:


    Если вы когда-нибудь копнёте в сердце парижской женщины, то раньше вы найдёте там ростовщика, а потом уже любовника.

    Обе юных особы отчаянно нуждаются в деньгах: одна, чтобы содержать любовника-повесу; другая, чтобы пробиться на самую верхушку парижского общества, ну и опять же на любовника. И вот бедный отец, некогда богатейший магнат, уже вынужден переплавлять фамильное серебро, чтобы подкинуть дочуркам несколько тыщёнок. Он давно забыл, что такое парикмахер, хорошая одежда, чистое постельное бельё. Он готов снять с себя последнее исподнее, пойти на что угодно, чтобы помочь своим дорогим девочкам. Думаете, они платят отцу дочерней любовью? Как бы не так. Более того, ему даже отказано в посещении их домов. А отец настолько слеп в своей к ним любви, что не замечает - их интерес к нему ограничивается исключительно финансовой областью.

    В противовес этой крайности Бальзак приводит другую пару отцов и детей. Молодая Викторина Тайфер, так же проживающая в пансионе, оказалась вышвырнутой из дома без гроша в кармане, потому что её отец признаёт только сына-наследника, который, между тем, является наглядным примером пройдохи и кутилы. Девушка готова простить отцу всё, ни в чём его не упрекает, молится за него, а тот не пускает её на порог своего дома. И так бывает, говорит Бальзак.

    Вернусь к Растиньяку, который потихоньку постигает азы жизни в Париже. Скромная судьба юриста, которая светит ему по окончанию обучения, его уже не устраивает. Он чуть хлебнул привилегированного общества и, как говорится, взалкал. Захотелось ему роскоши, почёта, любовниц, а не вот это всё. И тут у него появляются два покровителя: богатая дальняя кузина из высшего света виконтесса Босеан и сосед-постоялец пансиона г-н Вотрен, личность странная, добродушная, но жутковатая. Оба покровителя наставляют юного Эжена разными словами, но на один путь, объясняя, как всё устроено в жизни.


    Принципов нет, а есть события; законов нет - есть обстоятельства; человек высокого полёта сам примеряется к событиям и обстоятельствам, чтобы руководить ими. Будь принципы и законы непреложны, народы сменяли бы их, как мы - рубашку.

    Вот жизнь как она есть. Всё это не лучше кухни - вони столько же, а если хочешь что-нибудь состряпать, пачкай руки, только потом умей хорошенько смыть грязь; вот вся мораль нашей эпохи.

    Стащите, на свою беду, какую-нибудь безделку, вас выставят на прощади Дворца правосудия, как диковину. Украдите миллион, и вы во всех салонах будете ходячей добродетелью.

    А вот друг Эжена, студент-медик, столующийся в пансионе, также познавший суть происходящего, тем не менее придерживается других взглядов на то, как стоит прожить жизнь. И его выводы совсем другие.


    Наше счастье, дорогой мой, всегда будет заключено в границах между подошвами наших ног и нашим теменем, - стоит ли оно нам миллион или сто луидоров в год, наше внутреннее ощущение от него будет совершенно одинаково.

    Какой путь выберет Растиньяк? Честную, но простую жизнь или всё же стоит прислушаться к советам г-на Вотрена:


    Когда атакуешь небеса, надо брать на прицел самого бога!
    40
    1,5K