Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Каждый умирает в одиночку

Ганс Фаллада

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июля 2018 г.
    Желать спасти мало. Надо, чтобы и тот, кого спасаешь, хотел спастись.

    Какого быть не таким как все? Какого не поддерживать нацист в нацисткой Германии?

    Среди немецких писателей, открыто презиравших и отгородившихся от собственных корней, я читала только Ремарка. Хотя многие ассоциируют его с меймстимными любовными романами, почему-то. Но сейчас не об этом. Но даже Ремарк чаще всего описывал героя не в самом сердце нацизма. А про события "изнутри" от жителей Германии я читала лишь "Два брата".

    Но вот перед нами роман очевидца. Роман человека, который жил, страдал, лечился от депрессии во времена Гитлера. Сюжет книги основан на реальных событиях, о которых писателю рассказал его знакомый и посоветовал обратить внимание на это дело.

    Пожилая супружеская пара, после того как их сын погибает в войне, решают в одиночку противостоять нацистскому режиму. Даже если это будет каплей в море. Они писали открытки с призывами сопротивляться Гитлеру и ужасам, что он творит. Они делали всего несколько открыток в неделю и разносили по разным улицам Берлина, веря что хотя бы кто-то оставит открытку у себя и задумается нам ужасами.

    Вы только подумайте о значении этого факта. Фаллада посмел написать о том, о чем наше поколение в большей части и не знало. Ведь долго весь мир считал, что в тот период все немцы были сообщниками нацистов. Тем более своеобразный взгляд Фаллада изнутри в сороковые - уже феномен.

    Честно, когда я взялась за книгу, думала, что это написал современник. Потому что написано было очень легко. Очень "современно", если можно так выразиться. Но когда я заглянула в дополнительные материалы в конце книги и увидела краткую биографию автора и сведения с фотографиями о реальных прототипах героев романа, это обрело совсем другое значение.

    Отто и Анна Квангели при этом не вызывали у меня симпатии, как личности. Своим поступком - да. Но не больше. Но эта не та книга, где важны характеры персонажей. Ведь они всего лишь орудие, чтобы показать нам нечто большее.

    Всю книгу я ощущала себя как шпион, пробравшийся на вражескую территорию. На каждой странице ощущалось это напряжение, жестокость. Я чувствовала себя одной, среди этой толпы. Как и главные герои романа. Но и с ними связи не чувствовала. Скорее как нежданный свидетель их "преступление", невольно втянутый в эти делишки.

    Ибо Фаллада показывает Берлин именно таким, каким он был при процветании нацизма - заполненный либо запуганными людьми, которые сразу же выкидывали листовки, боясь быть хоть как-то причастным к этому безумию; либо кровожадными зверями, которые свято верили в режим.

    Нам описывают не только Квангелей, но и весь дом, в котором они живут. Этим немного напомнило Бакмана с его "Бабушкой", в плане того что нам описывали судьбы самих разных соседей одного жилого дома. У нас тут и семейство отчаянных нацистов Персике, плут и женский угодник Энно Клуге, мошенник и доносчик Баркхаузен, и несчастная еврейка Розенталь, советник суда Фромм, который тайно противостоит нацизму, но никому об этом не известно.

    Очень тонко описан психологизм приговоренных к смерти. Читать или смотреть о казнях лично для меня одно из самых страшным и любопытных вещей одновременно. Я подобно Отто отчасти задавалась вопросом, какого это?
    Что значит иметь выбор и быть свободным, при этом будучи приговоренным к смерти? Узнать сможете - лишь прочитав.

    Так или иначе, первоначальный посыл автора в том, что даже самый маленький акт сопротивление имеет значение.

    По сути, для целой системы поступок Квангелей был каплей в море. И эта "капля" стоила им жизни. Хотя даже не это.. а преданность своим убеждениям.

    А соглашаться с этим или нет, уже дело каждого.

    "Каждый умирает в одиночку" - это приписал автор чуть позже к названию.
    Стоит прочесть и задуматься почему именно так.

    3
    717