Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Garden of Evening Mists

Tan Twan Eng

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июня 2018 г.

    Красота, невидимая с первого взгляда

    «Пусть иссякло течение воды, все равно слышен нам её имени шёпот»

    Эта книга так же прекрасна, как и её название. Так же медитативна и загадочна. Её нужно читать медленно, словно разгребая гравий японского «сухого сада», как когда-то делали буддийские монахи, чтобы обрести внутренний покой. Для меня это прежде всего история о прощении. Китаянка Юн Линь обращается к японскому садовнику Накамура Аритомо с просьбой создать сад в память о погибшей в лагере сестре. Казалось бы, что странного и невозможного в этой просьбе? Чтобы понять её трудность, не хватало знания истории, если честно. Истории противостояния Китая и Японии в годы Великой войны и оккупации Малайи всё той же Японией. Становится понятно, почему ТанТван Энг получил премию Вальтера Скотта за этот роман - исторические события времён Второй мировой в азиаткой регионе очень умело переплетены с судьбами людей.

    В книге два временнЫх пласта. Когда Юн Линь обращается к Аритомо, ей 28 лет. В её сердце огромная боль, оставленная годами, проведёнными в лагере японцев, скорбь о погибшей там сестре и ещё больше ненависти к её палачам. Ей трудно просись врага об услуге. Но обещание, данное сестре, сильнее её ненависти. Аритомо почувствовал, что в сердце у этой женщины пустота. Он как никто другой знает, что к созданию сада нельзя подходить без покоя в душе и мыслях. Именно поэтому он отказывает ей... но взамен он предлагает ей нечто лучшее - стать его ученицей. Так начинается путь Юн Линь к пониманию того, что не бывает плохих народов, бывают лишь плохие люди. Аритомо - японец, но он не может быть в ответе за то, что его народ сделал с ней и её сестрой. У него в душе своя собственная пустота...

    Другое временное пространство - это возвращение судьи Тео Юн Линь в сад, в котором когда-то она трудилась ученицей императорского садовника. Сейчас ей за шестьдесят, но она всё ещё слышит приглушённый голос своего учителя.


    «Старый дом хранит свои потаенные воспоминания», - приходят на память слова, сказанные мне однажды Аритомо

    И даже спустя столько лет она ищет ответы на свои вопросы, ищет мир в душе.

    Сюжет раскрывается неспешно. Здесь нет неожиданных поворотов событий и резких скачков. Постепенно мы найдём ответы на многие вопросы по мере того, как сама Юн Линь разберётся в своих чувствах, страхах и горечи. Юн Линь и Аритомо, словно вода и камень в саду Югири - саду вечерних туманов - шлифуют друг друга со временем и незаметно. Для меня Аритомо - настоящий сенсей. Он учитель, он наставник. Он очень мудр и проницателен. Им суждено было встретиться, чтобы исцелить друг-друга.

    Ещё одна причина, по которой мне понравилась эта книга, - это то, что она проникнута Японией. Её прекрасными садами, философией, состоянием души, понятиями чести и достоинства, так свойственными этому восточному народу... Кроме истории Юн Линь и Аритомо, в ней есть и другие судьбы, не менее пронзительные.

    «Сад вечерних туманов» - это образец моно-но аварэ, «печального очарования вещей», согласно которому требуется глубокий душевный отклик на явную и неявную красоту вещей, с обязательным оттенком грусти

    12
    606