Рецензия на книгу
Тошнота
Сартр Ж.П.
ELiashkovich25 июня 2018 г.В одной из недавних книг Жауме Кабре была вот такая интересная теория.
Человек боится смерти — ведь само ее существование, если вдуматься, делает жизнь и любые действия абсурдно-бессмысленными. Какой-то смысл жизнь приобретет только в том случае, если смерть удастся победить. Понятно, что чисто физиологически бессмертие нам пока не грозит, значит, надо искать возможность одержать хотя бы символическую победу.
Вариантов такой победы над смертью, по мысли Кабре, человечество выработало три. Первый — самый банальный — заключается в детях ("я не умираю, мои гены живут дальше"). Второй связан с религией ("может быть, тело мое и умирает, но душа будет жить вечно"). Наконец, третий путь — самый элитарный и нелегкий — связан с искусством ("может, конечно, Леонардо и сгнил в могиле, но помнить его будут всегда, а это значит, что смерть он победил").
Тут Кабре останавливается, дальше размышляем сами. Где-то до начала ХХ века этот самый подсознательный страх смерти был не так уж актуален и на поверхность выходил нечасто. Во-первых, люди были так заняты, что не всегда имели возможность разогнуться и о чем-то задуматься, во-вторых, из-за отсутствия централизованного образования и всеобщей грамотности их вполне устраивали варианты с детьми и религией.
В ХХ — XXI вв. ситуация радикально изменилась. Ницше сообщил, что Бог мертв, и с каждым годом сомневающихся в этом все меньше. Религия и ее "вечная жизнь" уже мало кого успокаивают, наука и всеобщее просвещение победили.
Вариант с детьми еще вроде как жив, но и тут с каждым годом все тяжелее — во всяком случае, в Европе. Люди становятся все сложнее и многограннее, жизнь меняется с невероятной скоростью, поэтому сходиться на постоянной основе людям удается все реже. Да и сами по себе отношения сейчас слабовато коррелируют с жизненным успехом — похоже, что надо выбирать что-то одно. Ну а какой же дурачок откажется ради мнимой сказки от вполне осязаемых работы/зарплаты/признания?
Вот и остается только "бессмертие через культуру", но это изначально путь не для всех. Если у меня нет таланта, то ни о каком таком бессмертии мечтать не приходится. Антуану Рокантену вот повезло, у него такой талант был.
Лично для меня гениальность "Тошноты" в том и заключается, что Сартр уже в тридцатые годы сумел описать вот этого самого несчастного миллениала — образованного, амбициозного, но до жути одинокого и оставшегося без всяческих ориентиров, прямо один на один с описанным выше страхом смерти. Антуан Рокантен слишком умен, чтобы верить в Бога и слишком необычен, чтобы завести отношения (впрочем, об одной девушке он все же мечтает — но проблема в том, что ей самой никто не нужен). Он мучительно пытается найти хоть какой-то смысл существования и к концу доходит до третьего "варианта Кабре" — того, что про искусство. Доходит, и поэтому я не очень понимаю тех, кто однозначно записывает книгу в депрессивные — вообще-то, у нас тут некислый хэппи-энд. У Уэльбека, например, в похожей ситуации человек за нож взялся.
5/5
152,5K