Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    yuiyoru25 июня 2018 г.

    Быть человеком

    Вот я не смогла проникнуться этим шедевром сполна.
    Да, я головой понимаю, что это легендарное произведение. Что это одно из первых знаменитейших произведений в жанре ужасов, вдохновитель научной фантастики. Что это - книга, не просто сочинённая, не просто написанная, а даже (!) опубликованная женщиной во времена, когда им позволялись только сопливые йаманчики.
    Я всё это головой осознаю, но, видимо, моя непереносимость манеры повествования XIX века меня доконала очень быстро.
    По порядку?
    Юный Виктор Франкенштейн рассказывает нам.. нет, на самом деле левый капитан корабля рассказывает своей левой сестрице - а вы чего ожидали? Так вот, в своих письмах сестре этот левый мужик рассказывает, как в льдах где-то в России (?!) он выловил чудесного молодого человека, столь интеллигентного и потрясающего, что рассказчик готов его и братом назвать, и в пяточки целовать, и всю жизнь обожать. А уже затем Виктор впервые раскрывает рот и делится своей историей, которая отнюдь не характеризует его как всё выше перечисленное.
    Вкрадце, молодой Франкенштейн увлёкся естественными науками, пожелал раздвинуть границы известного, раскрыть секреты жизни и смерти. Начитавшись трудов по алхимии, он весьма неописанным способом создал/оживил безымянного человекоподобного монстра, от вида которого загрустил и сбежал. Монстр тоже загрустил и тоже сбежал, а потом рассказал (Виктору, а тот - капитану, а тот - нам) историю - как он был добр и любознателен, полон любви и сочувствия, желания жить в хижине с такими же чистыми сердцем и душой людьми, а они его отвергли, так что он взял и сжёг их дом.
    И дальше пошёл отвергнуто грустить дальше, а именно - мстить своему создателю, убивая всех его родных, ведь нет лучше способа доказать, что ты - не монстр, а внешность вообще обманчива.
    В общем и целом, книга оказалось совсем не тем, что я ожидала. Образ невинно осуждённого чудовища-мученика серьёзно запятнан его же откровенной кровожадностью и некотролируемой агрессией. Логичные вопросы «что делает человека человеком» и «какова роль создателя» и «откуда берётся жизнь» и иже с ними книга вроде бы и поднимает, и в то же время топит их под бесконечными кисейностями века и ненужными витиеватостями. Обосную. Часть повествования ведётся через третьи руки. Виктор создал монстра, Виктор расстроился, Виктор неделями лежал в горячке (закатываю глаза). Виктор увидел трупа, Виктор расстроился, слёг и был при смерти два (!) месяца. Чудовище ведёт диалог с человеком, его реплика длится ~5 страниц электроной книги, я начинаю чувствовать неестественность темпа повествования, чудовище выпрыгивает из окна, собеседник так и не раскрывает рта. Это - не первый случай пятистраничной реплики при, казалось бы, диалоге. Монологи вида «одна история забубеннее другой», в течение которых собеседник, видимо, впадает в спячку - это именно то, что мешает мне любить произведения, где кроме этих монологов ценности-то особой и нет.

    (Наконец, после прочтения выяснилось, что такие элементы, как использование электричества и слуга Игорь, ставшие в моей голове неотрывными частями истории о чудовище Франкенштейна, не существавали в книге-первоисточнике, но были придуманы исключительно для экранизаций. Таким образом, детали, ставшие культовыми в связи с этим произведением, даже не были обязаны автору этой книги своим существованием - мне показалось важным это заметить.)
    Как итог - я снова порадуюсь, что такая книга была и есть, что написана она тем, кем написана и с тех пор вдохновила то, что вдохновила. Однако, в данном случае это не гарантирует, что книга будет любима каждому. Мне, например, не была.
    Простите.

    5
    466