Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Джейн Эйр

Шарлотта Бронте

  • Аватар пользователя
    IrinaBhbyf24 июня 2018 г.

    Джен Эйр - история об истинном чувстве?

    "Это книга об истинном чувстве и преданности идеалам, об обманутых надеждах и великодушии, о девушке благородной, волевой, страстной, оставшейся верной своей любви, несмотря на удары судьбы."
    Это я прочитала в аннотации к книге. К сожалению, я не разделяю мнения ни об истинном чувстве, ни о великодушии, ни о благородстве. Почему? Попробую ответить на этот вопрос. Предупреждаю сразу, будут спойлеры!
    Проанализируем характеры персонажей и их поведение относительно объектов своих чувств и претензий.
    Главная героиня, Джен, лишенная родительской любви и вообще хоть какой-то ласки и тепла, только что вышедшая из школы-интерната, где провела большую к тому времени часть своей сознательной жизни, встречает на своем пути первого в ее жизни мужчину. Он не смотрит на нее сверху вниз и она тут же сторицей воздает ему за его человеческое отношение - влюбляется в него со всей силой первой любви. Кажется, что любовь ее действительно большая и чистая.

    "Я скорбела его скорбью, какова бы она ни была, и многое дала бы, чтобы смягчить ее."
    " — Значит, вы рискнули бы общественным мнением ради меня?
    — Я сделала бы это ради любого друга, который заслуживал бы моей поддержки. А вы, я уверена, заслуживаете."

    Так утверждает героиня, но когда доходит до реального дела, оказывается, что "Я должна уважать СЕБЯ!" И не имеет значения, что любимый в безвыходном положении. Любовь, подчиненная условностям, любовь ли это?
    Рочестер - это глубоко несчастный человек с тяжелой психологической травмой. Родные продали его как мешок картошки, женщины с ним были только из-за денег. Как следствие, у него развился колоссальный комплекс нелюбимого человека и, когда появилась девочка Джен, которая любит его за то, что он есть, он перестал адекватно мыслить. Его собственные чувства напоминают болезнь, он буквально одержим ими. И еще ему почему то надо обязательно спать с объектом любви. Вместо того, чтобы все честно рассказать, упасть в ноги и молить о милости, сэр Эдвард решает обмануть любимую. Уверен он, что она, не поймет, уйдет сразу, а он от нее уже в зависимости, точнее в зависимости от ее любви, которой всю жизнь был лишен. Сознание безнаказанности в силу того, что девчушка без роду и племени и за нее некому заступиться, породило чувство вседозволенности. Будь любимая знатной барышней, он такого бы никогда не сделал. Ибо родня избранницы жестоко наказала бы его и пуля в лоб от отца или брата была бы гарантирована. И он старательно оправдывается в собственных глазах - ну все равно ж никому не нужна, значит все его деяния только во благо. Его не волновало, что скажут люди, а выходило, что абсолютно не волновало, что думает по этому поводу она, и он цинично считал, что после первой брачной ночи, она уже никуда от него не денется. У него и в мыслях не было, что правда, узнай она ее после свадьбы, просто раздавила бы ее. В одночасье она потеряла бы любимого человека, на которого молилась, веру в людей и из любимой жены превратилась бы в падшую в глазах общества женщину, потерявшую честь и достоинство. После такого ей оставалось бы только удавиться. Он упивался этой ее любовью и, как наркоман, он не задумывался о том, какую цену платит за наркотик, главное его заполучить. Когда же правда вскрывается, Рочестер, почему-то несказанно удивлен тому, что любовь всей его жизни все-таки уходит. И он начинает вести себя как олень во время гона, грозя "попробовать насилие". Опять же на лицо поведение человека, находящегося в зависимости, у которого отбирают "его прелесть". Здоровой любовью здесь не пахнет. Здесь доминируют эгоизм и одержимость.
    Не знаю для чего, но автор вводит еще одного претендента на руку героини. Кузен, холодный, расчетливый и амбициозный человек, так же жаждет заполучить Джен в жены, но только потому, что она ему, словно какая-то вещь, в пору. Местная красавица-аристократка, к которой он испытывает страсть, не сочетается с его планами стать миссионером, да и жалко ему наверное любимую гробить. Поэтому он в лицо говорит Джен, что она не создана для любви, что чувство к Рочестеру противозаконно и нечестиво, а посему она должна выйти замуж исключительно за него и весь отведенный ей век прыгать усердно по его команде через обруч. Бр-р-р !!! Леденящий кровь эгоизм в чистом виде, кощунственно прикрываемый именем божьим.
    Джен из этих двух зол почему-то готова быть не с тем, кто будет носить ее на руках, а с тем, кто открыто унижает ее и собирается уничтожить как личность. Странно, вы не находите? И выясняется что, грех жить с любимым человеком без брака, но не грех выйти замуж без любви за морального урода, который тебе открыто говорит, что смотрит на тебя исключительно, как на ломовую лошадь, разве что в зубы не заглядывает, и принесет тебя в жертву своим личным целям.
    Героиня, оттолкнувшая доведенного до отчаяния любимого человека, только потому что должна уважать себя, и готовая превратиться в покорную овцу в угоду чужим больным амбициям вообще без причины, по моему мнению, ничего кроме презрения не заслуживает.
    Хоть волей автора, Джен все же оказывается замужем по любви, этот финал не вызывает удовлетворения. Мистера Рочестера просто стирают ластиком, оставляя лишь невнятный след, который по счастливой случайности судьбы абсолютно свободен. Был бы женат, героиня не полетела бы к нему так, что аж пыль столбом, ибо "грех". И эта тень былого героя сохраняет только одну из своих прежних черт . Он почитает за божью благодать жить одним только выдохом Джен. То есть все та же дженомания. Он кается во всем, что только можно, а особенно в том, что чуть "не осквернил дыханием греха" любовь всей своей жизни. Сама же героиня заявляет любимому, что в состоянии растения он ей гораздо больше нравится, чем когда он "с высоты своего величия, хотел только дарить и покровительствовать." Фейспалм!!! Где же тут любовь? По моему, это история про эгоизм, идиотизм, лицемерие и лишь чуть-чуть, в самом начале, про любовь, которая так и не смогла стать ни большой, ни тем более чистой.

    12
    1,4K