Рецензия на книгу
The Lie Tree
Frances Hardinge
Аноним22 июня 2018 г."Секреты - это то, о чем человек уже догадывается, что он знает глубоко внутри"
Если дерево лжи - это метафора, то его ветви и плоды - дают результат или становятся им?
Викторианская Англия. Ах, те самые времена, когда на полном серьезе считали, что раз у мужчины череп обычно крупнее, нежели у женщины, это означает, что умнее, естественно (ха-ха), первый; когда проявление дамой ума вызывало не уважение или восторг, если это девочка, а неловкое удивление и наступление тишины от несуразности произошедшего; когда понятие "девушка-ученый" вообще выступало нонсенсом и казалось немыслимым. Сложная эпоха, сковывающая, попирающая и притесняющая (теперь, кстати, огребаем за это феминизмом и женоподобностью мачо) - абсолютно неудивительно что такой фон не мог не повлиять на главную героиню книги Фейт не только в вопросе общей социализации, а и в ее становлении в собственной семье.
"Отцы и дети" - название известнейшего произведения Тургенева как нельзя лучше отображает главную боль девочки. Ее собачья преданность могла бы, конечно, являться достоинством, будь ее отец настоящим папой, но, к сожалению, героине достался человек, который не то, что не мог служить достойным примером для поиска своего мужчины (обычный алгоритм что для девочек папа→партнер, что для мальчиков - мама→партнерша), а даже наоборот олицетворял собой образ "каким быть не надо" - чего стоят его деспотичность; искренняя вера в то, что дети рождаются, будучи в долгу перед родителями за еду, кров и одежду (а ты такой, типа, не принимал решение, куда и с какой целью направлять свою семенную жидкость) и, конечно, действия, лишающие близких почвы под ногами, зато приносящие единоличную корысть. Несчастная Фейт даже испытывала боль от того, что в ситуациях, когда отец откровенно был неправ, она сочувствовала матери (капля рассудка все же оставалась), а ведь так хотела принять папину сторону...
От нее отмахнулись, по-прежнему больно ранив. Почему-то у нее никак не вырабатывался иммунитет.
...в этот момент ее гордость, глубинная уверенность, что она права, само ее восприятие себя натолкнулись на перспективу быть нелюбимой."Все тайное становится явным!" Именно перспектива оказаться нелюбимой родителем (от мамы Фейт уже не ощущала подобных чувств) заставляла девочку прогибаться, становиться тенью. И когда отца не стало для героини одновременно возникла нужда отомстить за смерть ее хозяина* (она же хорошая принадлежность=дочка (в данном случае для девочки слились в одно признаки этих двух образов)) и раскрылось счастье быть, действовать, эмоционировать, как хочется ей самой, а не отцу. Поэтому лучшим путем для этого оказались выяснение истины и месть.
Запрещенные вещества - да, дерево лжи ужасно напоминает ЛСД, употребляемое Грофом, или пейотль, съедаемый Кастанедой, - то же прикосновение к знаниям, доступным коллективному бессознательному ("третий глаз" из этой же оперы), те же измененные состояния сознания (транс+галлюцинации/видения), те же инсайты. Наука наукой, но на 100% объяснения подобных феноменов ее не хватит никогда.)
Вот так вот, история Фейт и ее семьи сплетается так запутанно из разных нитей/ветвей, что сложно понять где же корни этого дерева, с чего же начинается ложь, а, может быть, здесь и не было лжи - ведь по сути если в нее поверить, вранье становится чьей-то правдой... И тогда познание заключается не в том. чтобы отличить ложь от правды, а в том, чтобы обрести истину.
30619