Рецензия на книгу
Колымские рассказы
Варлам Шаламов
Аноним17 июня 2018 г.До боли пронзительные рассказы
Что мне особенно понравилось в его прозе-в ней нет нравственной поучительности.Нет,и слава богу,что нет! Ведь как точно говорил сам Варлам:"Искусство лишено права на проповедь. Никто никого учить не может, не имеет права учить... Новая проза — само событие, бой, а не его описание. То есть документ, прямое участие автора в событиях жизни. Проза пережитая как документ... Проза будущего — проза бывалых людей». Шаламов и не пытается учить или морализировать над пережитым. Он предоставляет читателю добытые им факты «смотря на себя как на инструмент познания мира, как совершенный из совершенных приборов...". То ,что пережил этот писатель страшно до истошного крика "Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов"
"Шелгунов был поражен низостью людей, которые окружали его. В лагере не было героев. Шелгунов не хотел верить, что девятнадцатый век обманул его. Глубокое разочарование в людях во время следствия, этапа, транзитки вдруг сменилось прежней бодростью, прежней восторженностью."
"Моим спасительным последним были стихи — чужие любимые стихи, которые удивительным образом помнились там, где всё остальное было давно забыто, выброшено, изгнано из памяти.""Ты упадешь на снег в метель,
Как на пуховую постель,
Взметенную погромом".
Мария Блинова«Колымские рассказы» не только пугают, но и заставляют взглянуть на жизнь по-другому. Например, перестать жаловаться на судьбу и жалеть себя, ведь нам повезло несказанно больше, чем нашим предкам, отважным, но перемолотым в жерновах системы.
"Доколе, Боже мой, доколе,
Предав все лучшее тщете,
Нам ставить памятники боли
И распинаться на кресте?"
В.Шаламов"Реквием"Варлам Шаламов все претерпел,выпил чашу безумных мук до самого дна ...
И если после стольких вьюг
Заговорит над нами юг –
Мы не поверим югу.***
Я видел все: песок и снег,
Пургу и зной.
Что может вынесть человек –
Все пережито мной.И кости мне ломал приклад,
Чужой сапог.
И я побился об заклад,
Что не поможет Бог.Ведь Богу, Богу-то зачем
Галерный раб?
И не помочь ему ничем,
Он истощен и слаб.Я проиграл свое пари,
Рискуя головой.
Сегодня – что ни говори,
Я с вами – и живой.
В.Шаламов.
И невозможнл,правда невозможно быть равнодушным ,читая его рассказы, они пронизаны холодом от которого стынет все. "Равнодушных среди них к моим работам ещё не было. Поэтому мне надо работать. Повторяю, это мой единственный шанс оправдать прожитую жизнь. Времени уже мало».
"Я не люблю слова «потрясен», — слишком часто мы его произносим. Со мной происходило нечто иное: какая-то тяжелая, могучая поступь вошла в пространство, в меня, в судьбу... Мощные, небывалые в русской прозе нашего времени, шаги Большой Прозы. Я никогда не любил бойкую, дробную, эффектную прозу, начавшуюся в русской литературе новейшего времени с Андрея Белого (как правильно заметил Борис Пастернак), с его нарцисстически-гениальной прозы (уникальность которой требует особого подхода, вне зависимости от ее последствий). Я равнодушен к «Мастеру и Маргарите» М. Булгакова, для меня это — «литература» (в смысле: «все прочее — литература»), не люблю прозу Набокова (которая так и остается для меня «бенгальским огнем»; к «Лолите» я отношусь, «как положено»). До знакомства с «Котлованом» Андрея Платонова (произведением, ставящим его автора, на мой взгляд, в один ряд с Джойсом, Селином и Кафкой), я не мог знать, что «эффекты» его стиля были мучительным нащупыванием нового, гениального пути автора в русской словесности.
«Обо мне писали много, стихи, есть даже песня. Ничто из них мне не нравится. Это стихотворение — лучшее, написанное обо мне, единственное, верно соответствующее мне и моему творчеству».
В.ШаламовСТЛАНИК НА КАМНЕ
Землю и почву — более суровую знал он, чем ту, в которую
ныне хороним.Прощаемся с Шаламовым.
Тело Литературы, мясо Поэзии, при «градусах» ада колымского,
оторвать от железа, с кусками железа, с его плотью! — такое он со-
вершил.Был — как умерший при жизни для жизни....
111,3K