Рецензия на книгу
Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid
Fredrik Backman
Аноним17 июня 2018 г.Печенья и глёг или Скелеты в шкафу
Почти каждому интересна жизнь близких людей. В общении с разными людьми мы разные. На работе одни, с друзьями – другие, в семье – третьи. Мы начинаем догадываться, что наших близких мы знаем очень односторонне. Какие они с другими людьми? Может добрый и ласковый отец на работе – строгий начальник? Изучение других граней жизни наших близких может стать настоящим детективом, в финале которого порой можно найти много скелетов в шкафу.
Именно такого детектива я ждал от книги с названием «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения». С творчеством автора, шведского писателя и блогера Фредрика Бакмана , я знаком косвенно – видел экранизацию его первого романа, Вторая жизнь Уве , который снискал всемирную известность. Фильм мне показался бледным, но приятным. Поэтому от книги я ждал теплой семейной атмосферы с интригующим расследованием прошлого той самой бабушки. Мои ожидания одновременно и оправдались, и не оправдались.
С одной стороны, в книге действительно в каком-то смысле идет расследование прошлого заглавной бабушки и атмосфера довольно теплая и семейная. С другой – эти ощущения тонут в море других эмоций, которые вызывает произведение.
Главная героиня – маленькая девочка Эльса. Она учится в начальной школе, обожает мир Гарри Поттера, живет с мамой и отчимом. Мама Эльсы беременна, и Эльса уже ненавидит будущего брата или сестру, потому что боится, что ее будут меньше любить. У Эльсы нет друзей, кроме ее бабушки. Бабушка у Эльсы необычная. Хотя необычная – это мягко сказано. Пожалуй, чокнутая, чудаковатая, сумасшедшая – это более точные определения. Она много курит и много ругается, не приемлет общественных запретов, верит в теории заговоров и любит издеваться над соседями. И она души не чает в своей внучке, ради которой пойдет на любые безумства.
Безумства – вот, что захватывает читателя с первых страниц, и именно в них в первую очередь тонут все ожидания теплой семейной атмосферы. Расстрелять соседку шариками с краской, бросить пиццу в почтовый ящик, залезть ночью в зоопарк – все это делает бабушка главной героини уже в самом начале книги. Все события описываются очень детским языком, предельно упрощенным, а иногда даже примитивным («Бабушка «слишком ку-ку»»), что не может не раздражать первое время.
Эльса толкнула бабушку в бок, чтобы переключить ее на тайный язык, который знают только они. ... Полицейский смотрел на них так, как смотрят на семилетнюю девочку и семидесятисемилетнюю бабушку, которые посреди ночи препираются в полицейском участке на тайном языке.Совершенно неадекватные поступки бабушки дают повод заподозрить у нее деменцию. Однако по отдельным штрихам начинаешь понимать, что бабушка все делает осознанно, что для каждого безумства у нее есть причина.
Как можно догадаться из названия книги, либо из ее аннотации, бабушка главной героини умирает, и Эльсе нужно будет передать письма людям, некогда связанным с бабушкой. С каждым письмом личность чудаковатой бабушки все больше раскрывается с другой стороны, а привычные вещи переворачиваются с ног на голову, обыденное наполняется новым смыслом.
При чтении меня не покидало ощущение искусственности происходящего. Хотелось воскликнуть: «Так не может быть!», «Люди себя так не ведут!». В отдельных местах очень явно чувствовалось, что автор выдавливает из тебя слезы. Все это очень сильно портило бы впечатление от книги если бы не ее жанр.
«Бабушка…» - это сказка, где все фантастические допущения не сильно выходят за рамки реального. Это сказка со своими драконами, с принцессами и волшебницами, скрывающимися под масками прохожих, с моралью, слезами и счастливым концом. Как только я понял это, под шторами бабушкиных безумств и сказочной искусственностью я нашел то, что искал – добрую теплую семейную историю с вкраплением интригующего легкого детектива.9778