Рецензия на книгу
Любовь во время чумы
Габриель Гарсиа Маркес
Аноним17 июня 2018 г."Горько умереть, если смерть эта будет не от любви".
<...> симптомы у любви и у чумы одинаковые.Это потрясающая классическая история о любви, преданной и неугасаемой до самого конца.
Простая и в то же время интересная линия подачи романа: через смерть (неважно чью, намеренную или волей глупого случая) мы узнаем жизни героев. Всего три главных персонажа: Фермина Даса, Хувеналь Урбино (ее муж) и Флорентино Ариса (влюбленный на всю жизнь).
Фермина (не без воли отца), посчитавшая, что юношеская влюбленность – вовсе не тот выбор, который она должна сделать («<…> оказывается, она не только может быть счастливой без любви, но и может быть счастливой вопреки любви»), вышла замуж, но так и не получившую полное семейное счастье, за почитаемого врача – доктора Урбино («Ему нравилось повторять, что эта любовь была плодом клинической ошибки»), приверженца правил и распорядка, день которого расписан по минутам.
Но если они и научились чему-то оба, то лишь одному: знание и мудрость приходят к нам тогда, когда они уже не нужны.Флорентино Ариса – очень странный, но всепоглощающий персонаж, такие, как он, сродни блаженным. Он - взаимная юношеская влюбленность Фермины Дасы, ему свойственен лиризм и такой силы любовь, чтобы ждать всю жизнь: «Они жили в разных, совершенно не соприкасающихся мирах, и в то время как он изо всех сил старался сократить дистанцию между ними, она если и делала шаг, то в противоположном направлении». Беспорядочными связями он «хранил верность» одной единственной, а в старости вместе со своей лысиной на голове «окончательно смирился со своей лысой судьбой».
Строгость судостроительства, семейного дела, не отняли, а даже вовсе не прибавили Флорентино, лаконичности и «бесчувственного» изложения написания чего бы то ни было; думая о Фермине, он писал любовные письма другим людям, которые не могли связать и пары слов, и постепенно «втянулся в лихорадочную переписку с самим собой», отвечая на свои же собственные.
Еще один интересный герой появляется в начале произведения: Херемия де Сент-Амур, друг доктора Урбино, приезжий и обосновавшийся фотограф, с чьего самоубийства начинается роман. С первых строк автор дает понять: смерть и любовь – едины. « - Вспоминай обо мне розой, - сказал он». Фамилия «де Сент-Амур» - «святая любовь», а о его намерениях умереть знавшая его женщина (и даже как-то принимавшая в этом участие) - молчала: «<…> только существо безо всяких принципов могло скорбеть с таким удовольствием».
И это все же долгое повествование и любви, жизни и смерти: «<…> то были другие слезы: те, что он носил в себе и которыми захлебывался ровно пятьдесят один год, девять месяцев и четыре дня». В этом произведении Маркес, в отличие от «Ста лет…», дает волю слову о чувствах, переживаниях, любви и вожделении, мало рассказывая о людской жизни как таковой, но все же присутствуют достаточно завораживающие описания других кварталов и обихода других жителей одного городка.
Люди в ту пору жили медленной жизнью и не замечали, как старели, болели и умирали, они как бы рассеивались постепенно во времени, превращаясь в воспоминания, в туманные образы из другой жизни, пока забвение окончательно не поглощало их.Да, Фермина любила мужа, но любовь эта была похожа на должное и выработанную привязанность (привычку): «Все подавляло ее здесь – и одиночество, и сад, похожий на кладбище, и вялое течение времени в огромных покоях без окон».
Все эти годы оба они разными путями шли к одному и тому же мудрому заключению: невозможно жить вместе иначе, и любить друг друга иначе тоже невозможно, ибо ничего труднее любви в этом мире нет.В чем-то даже нелепая и смешная смерть доктора Урбино внесла, наверное, разнообразие в его жизнь, с чем даже не справилась любовница. Горечь о супруге осталась, от привычки наравне с привязанностью сложно отказаться («<…> кто из них более мертв – он, покойный, или она, оставшаяся в живых»), но вместе с этим она получила свободу, но все же «так и не осознала, ни тогда, ни с годами, в какой мере помогли ей обрести душевный покой письменные размышления Флорентино Арисы».
Сто лет назад нам с ним изговняли жизнь потому, что мы, видите ли, были слишком молоды, а теперь хотят изгадить потому, что слишком стары.Жизнь – есть, счастье – есть, любовь – есть. Может, это будет спойлером, но они обрели друг друга на всю оставшуюся жизнь в прямом смысле этого слова.
Единственный способ жить дальше – не давать воспоминаниям терзать себя.61,3K