Рецензия на книгу
Человек, который принял жену за шляпу
Оливер Сакс
Аноним16 июня 2018 г.Горести ума
Я пережил и переживаю много видов здоровьяСакс очень бережно каталогизировал не тривиальные случаи, которые с разного ракурса раскручивают представление о том, что же такое личность, какие функции определяют нас как здорового человека. Какие последствия могут иметь на жизнь сбои в работе той или иной системы в черепушке.
К сожалению, единственной для нас возможностью изучения насколько человек остается человеком потеряв определенные базовые инструментарии в основном состоит в наблюдении пациентов клиник.
Их трагедия становится источником колоссального опыта не только для медицинской сферы, но и философско-психологической.
Порой истории пугающие, заставляющие задуматься о том, что восприятие наше может принимать абсолютно фантастические формы. Каково это — забыть себя, перестать узнавать лица и реальные объекты, потерять ощущение тела, стать марионеткой импульсов? Это истории показывают наглядно.
Особенно затронул случай застрявшего из-за амнезии в 40-х годах бывшего военного. Когда гештальтовское жизнеутверждающее "здесь и сейчас" превращается в место распятия, к которому ты навсегда пришпилен булавками распадающейся личности. В таком состоянии действительно остаётся лишь момент для жизни.
Одновременно главный леймотив не в скорби о больных, тут можно восхититься как все-таки наш организм креативен в замещении разбитых сегментов физиологического характера. Как можно научиться видеть звуками, контролировать движения зрением или составлять из абстракций предположения об объектах реальности. Как вопреки или благодаря болезням люди находят себе применение и свою область, которая будто идеально выточена под их симптомы, которые тут дают им неординарные способности и даже гениальность.
Персонажам хочется сопереживать, поскольку автор делает акцент не на самом расстройстве пациентов, а на их поведении, чувствах, проявлениях. Это не взгляд чопорного врача лишь с профессиональным интересом, а скорее чуткого и открытого гуманиста, который подходит к каждому отдельному случаю с теплотой и заботой.
Для меня эта книга — попытка дать личности более широкое определение.
Если это не память, не ощущение тела и не сигналы сенсорной системы. Возможно это наши чувства, мораль, восприятия, эмоции ?
А может душа? ( Видимо Сакс не относится к материалистам)
Это достойное опровержение бихевиористской теории, что мы лишь набор поведенческих моделей.
Ведь человек гораздо более комплексный объект, чтобы ограничивать его каким-то одним понятием, замыкая в синтаксические рамки его суть.1111