Рецензия на книгу
Тринадцатая сказка
Диана Сеттерфилд
digermanna16 июня 2018 г.Пипл хавает, или снова на те же грабли
Не знаю, как я умудрилась забыть, кто является автором незабвенных "Бэлмена и Блэка" и начать читать "Тринадцатую сказку"! Меня подкупили рейтинги этой книги и многочисленные рекомендации как на must read. А сейчас я вообще не понимаю, кто эти люди, которым реальн нравится эта книга? Единственное объяснение - подростки, которые пока не очень притязательны и критичны, в отличие от ворчливых тётушек, как я.
Итогом прочтения была жестокая расплата. Более мерзкой книги я не читала очень давно (если вообще) - описания ванны эксрементов, инцеста, сумасшествия, вандализма и несть этому конца. И если всё это можно было бы простить хорошей книге - как, например, "Цветы на чердаке" - где мерзость хоть как-то оправдана и несет смысловую нагрузку, о которой уважаемая Сеттерфилд, как видно, не слышала, потому что больше нестыковок и нелепостей, чем в ее книге, надо еще постараться найти! Вам нужны примеры? Их у меня есть!
Как вам,например, богатое семейство, отпрыски которого не учатся вообще? Ни в школе, ни в университетах, ни дома с гувернантками. Более того, они не выходят в свет, не общаются ни с кем и не принимают гостей.Или вот еще: огромное поместье управляется садовником и кухаркой - просто торжество пролетариата! Кстати, детей тоже воспитывают всё те же кухарка и садовник с переменным, я бы сказала, успехом. И по мелочам: привезти детей в кульках в машине и больше их не замечать вообще или годами не выходить из дома - такие "милые" моменты книги и особенности героев.
Именно в этом, собственно говоря, основное отличие "Тринадцатой сказки" от хорошей книги - нереальность персонажей и полная оторванность сюжета от реальной жизни. Да, у той же Альенде в "Доме духов" есть сюжетная линия с богатым хозяином, насилующим крестьянок, но есть существенная разница между событиями в Южной Америке в начале двадцатого века или между этим же временем в благообразной Англии, где наследник поместья не обладал ни реальной властью, ни авторитетом. Более того, его годами никто не видел!
В хорошей семейной саге - а "Тринадцатая сказка" всё же претендует на этот жанр - каждый персонаж дополняет картину, является частью большого полотна. И истинное мастерство автора именно в этом: точными, яркими мазками- образами создать реалистичные портреты людей. А персонажи Сеттерфилд похожи на неуклюжую игру ребёнка с куклами: схватить, покрутить, сказать за куклу пару фраз и бросить в сторону за ненадобностью. Поэтому чтение превратилось для меня в мучение, постоянно возникало чувство непродуманности и фальши происходящего. Единственно реальные и адекватные персонажи - это доктор и гувернантка, просто луч логического света в царстве абсурда.
Ну, и в заключение могу сказать, что всю дорогу меня не покидала мысль о том, что во мне, возможно, погибла Сеттерфилд: я тоже в детстве в летних лагерях лихо придумывала страшные истории, где логика была вторичной, а первичными - саспенс и хоррор. Эх, жалко, что я тогда не знала, что "можно было" и не записывала свои фантазии...
131K