Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Козел отпущения

Дафна Дю Морье

  • Аватар пользователя
    Аноним15 июня 2018 г.

    "Козел отпущения" Дафны дю Морье - книга о том, как причудливо и неожиданно порой воплощаются в жизнь наши самые заветные желания. Скромный англичанин, зарабатывающий на жизнь чтением лекций по истории Франции, мог только мечтать о том, чтобы когда-нибудь почувствовать себя истинным французом. Но случайное знакомство - и желание главного героя исполняется самым неожиданным образом. В один миг холостяк и одиночка получает в единоличное владение замок, титул, а вместе с ним жену, любовницу, дочь, мать, сестру, брата...и целый ворох проблем.

    Дафну дю Морье я очень уважаю за тонкий психологизм. Настоящее удовольствие наблюдать за тем, как Джон вживается в роль графа де Ге, одновременно пытаясь вникнуть в суть отношений, связывающих обитателей замка, определить свое место в семейной иерархии и время от времени попадая в трагикомические ситуации. Он то пытается разорвать навязанные ему узы, то с новым азартом принимается за решение проблем новоприобретенного семейства. И за всеми этими хлопотами упускает тот момент, когда игра перестает быть игрой.

    Для меня в этой книге два равноценных героя. Джон и, разумеется, Жан. Альтруист и эгоист, оптимист и циник. Но, несмотря на явное противопоставление, не могу не отметить, что Джон и Жан похожи не только внешне. Разве не внутреннее сходство становится причиной того, что все с такой легкостью и готовностью впадают в массовый самообман? Разница только в том, что Джон все-таки является сторонним, а потому и снисходительным наблюдателем, а Жан знает всю подноготную своих родственничков и соответственно к ним относится.

    В некотором смысле образ Жана был мне даже более интересен. Явный антигерой, эгоист, мизантроп и циник, чьи моральные устои весьма сомнительны. Но, с другой стороны, Жан де Ге не стремится казаться лучше, чем он есть. Поэтому у меня нет никаких причин сомневаться в его искренности, когда он объясняет Джону причины своего конфликта с Морисом Дювалем. А вот здесь есть занятный момент.

    Скажу сразу: роль Франции во Второй мировой представляется мне весьма неприглядной. Первое, что приходит на ум — это "Странная" война, облава «Вель д’Ив» и французское Сопротивление, о котором вот только недавно я читала у Рубиной: "…несколько месяцев воевал в одном из отрядов Сопротивления и… ну, это опять некая дырка в кружевах, только с тех пор он не любил французов и называл их говнюками… А, вспомнила: однажды, говорит, я оглянулся вокруг и удивился – почему в нашем отряде есть кто угодно – поляки, армяне, евреи, украинцы, чехи… и так мало французов?" (Дина Рубина "Адам и Мирьям"). И вот с этой точки зрения противостояние одного из лидеров Сопротивления Жана де Ге и коллаборациониста Дюваля выглядит несколько иначе. Жан в явном меньшинстве. Абсолютное большинство окружающих его людей считает, что под оккупантами не грех и прогнуться. А вот граф де Ге так не считает. Есть у Жана и личные мотивы недолюбливать Дюваля. Но заметьте, после того, как Жан сделал то, что он сделал, непосредственные подопечные Дюваля все так же продолжают относиться к графу де Ге с уважением и любовью.

    Вот это... и еще, пожалуй, любовь Белы мешает мне видеть в Жане законченного мерзавца и оставляет надежду на благополучное развитие событий.

    Еще один раз убедилась - книги Дафны Дю Морье категорически противопоказаны тем, кто жаждет определенности и терпеть не может открытые финалы. А уж надеяться на хеппи-энд и розовых слоников здесь так же бессмысленно, как и предполагать, что за семь дней можно проникнуться нежными чувствами к совершенно посторонним тебе людям. Поэтому, несмотря на то, что финал поначалу вызвал у меня самые противоречивые эмоции, все же я склоняюсь к мысли, что все справедливо. Все, как в жизни.

    21
    700