Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Всякая плоть - трава

Клиффорд Саймак

  • Аватар пользователя
    Аноним12 июня 2018 г.

    Это первое прочитанное у Саймака произведение напомнило мне по стилю творения братьев Стругацких. Потому ли, что эту книгу так же отличают хорошо продуманный и сложенный сюжет, отлично прописанные (не столько внешне, сколько психологически) персонажи, мастерски создана соответствующая повествованию атмосфера? Или, скорее, потому что во главу угла ставится не вопрос «Как писать?», а вопросы «Что писать?» и «Зачем писать?»: и сюжетная линия, и персонажи, по большей части, вторичны по отношению к идее романа, рассматриваемым в нём сложным, глобальным вопросам, его социально-философской направленности. Он наводит на размышления, и это для меня в фантастическом жанре ценнее прочего.

    Для этого романа автор выбрал очень благодатную и ёмкую тему – первый Контакт.

    Иная раса. Какой она будет? Гуманоидной или нет? Более развитой по сравнению с человечеством или равной? Дружелюбной или воинственной? Автор предложил оригинальную задумку – наделить разумом (коллективным, как информационная сеть) представителей не животного мира, а растительного. Но, разумеется, автор не делает на этом акцент, а обращает внимание читателей на людей.

    Он задает нам много вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов:

    1) Первый вопрос поднимается еще в предисловии братьев Стругацких к этому роману. Сначала следует спросить себя: зачем мы ищем внеземной разум? Ведь Контакт может произойти не только с дружелюбными пришельцами, которые принесут нам новые знания, но и с теми, кто захочет захватить нас. Мы сможем им противостоять, нам есть чем защититься?

    2) Из этого вопроса вытекает следующий: как мы отреагируем на Контакт? На что мы будем способны в страхе? А страшно будет обязательно, сама по себе ситуация встречи с инопланетной жизнью будет потрясением, придет тревога и смятение. А за ними недоверие и страх. Так мы привыкли реагировать на неизвестное, мы привыкли видеть угрозу и подозревать в плохих намерениях. Почему? С одной стороны, это и оправдано: береженого Бог бережет. С другой же, мы стали такими из-за нашей природы. Мы ждём враждебности от других, потому что знаем, что сами способны на неё. Но можно ли наш опыт общения друг с другом переносить на чужих?

    Произведение, написанное в годы «холодной войны» и проникнутое волнением за судьбу нашего мира, не может не затронуть проблему гонки вооружений и угрозы ядерной войны. Недаром основным условием сотрудничества чужой разум ставит отказ от такого оружия. Почему? Это подскажет еще один сложный вопрос:

    3) Готовы ли люди к Контакту?
    Замечательный вопрос (и ключевой) задали Стругацкие в предисловии: а что понесем другим мирам мы? Какими мы пред ними предстанем? То, какие мы есть сейчас (в масштабе человечества, а не отдельных, может быть, лучших его представителей), не в лучшем свете предстает:


    «Так уж мы устроены, мы только и способны на провал. У нас вывихнутая логика, скверные ложные побуждения, и ничего нельзя с этим поделать. Мы по природе своей близоруки, себялюбивы, самодовольны, где уж нам сойти с убогой проторенной дорожки».

    Зачем инопланетянам дружить с нами, если мы друг с другом дружить не умеем? Что мы предложим другим взамен? Наше постоянное соперничество за право называться сверхдержавой, самолюбивое желание быть лучшими, эгоистичное стремление найти что-то полезное и взять (в лучшем случае, согласиться на обмен)?

    Все фантасты (и наши, и западные: что Ефремов, Булычев, Стругацкие, что Саймак в литературе или «Звездный путь» в киновселенной) сходились во мнении (правильном, на мой взгляд), что сначала нужно нам самим стать достойными дружбы чужих, себя изменить, чтобы было, что показать, чему научить, что предложить, какими предстать. Саймак - оптимист, да – тоже предлагает такой путь, веря в людей, в то, что разум восторжествует над жестокостью.

    Одним из переводов названия (советский вариант) было «Всё живое». Саймак призывает обратить внимание на природу, понять, что природа может дать нам гораздо больше, чем возня с железками. Он напоминает, что человек - такая же часть природы, который связан с ней прочными узами.


    «Только когда мы поймем, что едины с природой, человечество станет по-настоящему мудрым и пойдет по пути прогресса, установив сбалансированное, гармоничное общество, избавленное от агрессии и прочих пороков».

    Старая добрая, наивная, оптимистическая фантастика – то, что я люблю. «Всякая плоть – трава» - прекрасный образец жанра, замечательно литературен, написанный поэтичным слогом (заслуга автора и великой переводчицы Норы Галь, раскрывшей с помощью средств «великого и могучего» всю магию текста).

    6
    618