Рецензия на книгу
Стать драконом. Осколки Эдема
Павел Шумилов
Аноним12 июня 2018 г.Так, тут должно было быть обязательное вступление о том, что эта книга - она из одного из неприкосновенных моих циклов. Но, на мой взгляд, история Мрака, которому посвящены два романа под одной обложкой – она, пожалуй, самая слабая во всем цикле. Не в смысле истории, с ней то все хорошо, а скорее из-за своих героев и необычного поворота автора... впрочем, давайте по порядку, как я и люблю.
На первые две книги этого цикла я уже писал отзыв раньше. Намного раньше - несколько лет назад. Вчера вот еще на две написал. И решил, что раз уж цикл про Фандорина я тут описывал, Шуттовской цикл описывал, так почему бы еще не взять один цикл и разобрать его. Так вот, драконы. В первых книгах чувствовалось что-то такое оптимистичное, с вдохновением, явно взятым от Стругацких. Человек, который оказался оторванным от своего общества, вынужден выстраивать привычный ему социум практически с нуля. Такое прогрессорство в чистом виде в одно лицо. Откровенно положительный герой. При должном старании можно было с легкостью его назвать его Марти Сью. Так было в первых четырех книгах. А вот третьей книге из двух романов, автор решил заложить небольшой финт.
Теперь главный герой - убийца, откровенно зловещий тип, для достижения своих целей готовый убивать направо и налево. Идти по головам, даже не пытаясь особо искать другие пути. И по ощущениям, что автор наслаждается этой его тьмой. Ему хочется показать, как злом можно делать добро. И начинает он с такого откровенного зла. Конечно, в последующих книгах где Мрак, выступает в главной роли, его как-то пытаются оправдать, сгладить его резкие углы и рассказать, что на самом деле он хороший, просто вот так он понимает правосудие. Убивает только плохих и так далее. Но на мой взгляд, автор тут попал впросак. У него не очень хорошо получилось описывать откровенно отрицательного героя. И может быть даже хотел посвятить ему всего один роман (если честно, я не очень в курсе планов автора), но потом решил, что герой получился интересным и начал его как-то облагораживать. Для той же убитой проститутки, о которой здесь идет речь, придумана тайная история, которая была никому не известна, кроме Мрака. Или из уст других героев звучат слова на тему – да, его подставили, да он был Робином Гудом и так далее.
Но в первой книге этот герой выглядит достаточно отталкивающим. Слишком уж он кровожадный, слишком старается решать все через убийство. Нет человека - нет проблемы и все такое. Зато да, не останавливается не перед чем. Точь-в-точь, как герой первой книги, только его более зловещий антипод. Во второй повести этой книги, он уже ведет себя более «по-драконовски» - считает, что самые крайние меры можно иногда и отложить. Ну да, он их рассматривает, но только в формате - «если все остальное пойдет не так». Поэтому воспринимается это скорее, как уступки автора привычкам читателей. Вы привыкли к мудрым драконам – ну, вот пожалуйста, вам история того, как герой становится мудрее, после того как стал драконом. Я вам даже объяснение этому придумаю. Дело в том, что у них семь мозгов и они вынуждены… В общем – да, это выглядит очень наивно и очень как-то надумано.
Но, как я уже сказал - все эти претензии, они теряются на фоне собственных ощущений и ностальгии по тем временам, когда я впервые их читал. Все эти истории про целеустремленность, про то, что нет ничего невозможного. Что даже с тюремной планеты можно сбежать, имея в распоряжении одного программиста и специалиста-биолога. А заодно продвинуть всю колонию из одной эпохи в другую. Просто так, без всяких проблем. Так что да, идеи прогрессорства - они и здесь присутствуют. И это, пожалуй, то, за что я так люблю этот цикл. Они - про улучшение, про то, что все всегда будет хорошо, даже если тебя убеждают в обратном. И то, что любой человек может измениться. Даже такой человек, как Мрак.
6227