Рецензия на книгу
The Cruel Prince
Holly Black
Danny_K8 июня 2018 г.В книжках ничего приятного не бывает. А если и бывает, то дальше случается что-то плохое. Потому что иначе было бы скучно, и эти книжки никто бы не читал.«Жестокий принц» — это книга, собственно говоря, не то чтобы о принце и не то чтобы о жестоком. Принц — ни много ни мало сын Верховного короля фейри — далеко не один, и каждый по-своему жесток, хотя, конечно, кое-кто из них наиболее подходит на роль того, в честь кого названа эта история, но он недостаточно жесток, как ожидаешь по названию и аннотации.
В общем, нет, эта книга главным образом всё же не о принце, сколь бы жесток он ни был, а об абсолютно смертной девушке Джуд.
Её мать сбежала от своего мужа-фейри Мадока с другим мужчиной. Позже Мадок нашёл их и убил, а свою дочь Виви и близняшек Тарин и Джуд, рождённых от другого мужчины, забрал с собой. Генерал Мадок приближен к Верховному королю, и сражения, убийства, интриги, власть — это его жизнь.
Джуд — от её лица немного просто, отрывисто, исповедально, с юношеским драматизмом ведётся повествование — и её сёстры вынуждены жить в Фейриленде с человеком, который убил их мать. И мирятся они с этим каждая по-своему. Иронично, что Виви, будучи наполовину фейри, тяготится миром фейри, отцом и хочет жить в мире людей, что, впрочем, не отменяет того, что на ней происхождение и воспитание оставило отпечаток — она не гнушается использовать чары и хитрить с людьми. При этом смертных Джуд и Тарин больше привлекает Фейриленд. Немудрено, он как волшебный плод, сладкий, но ядовитый, невыносимо прекрасный и болезненно привлекательный. Как можно его не желать? Как можно не хотеть жить в прекраснейших дворцах, среди чудесных нарядов, среди изысканных яств, среди красивейших фейри, среди волшебства и жутковатой, но сказки? Как можно, слушая постоянно насмешки — вы рождены, чтобы умереть, черви, жалкие создания, — не проникнуться этим, не уверовать в это? Не то чтобы считать себя хуже, но признавать их правоту и стремиться не к миру людей — слабых и презренных, — а к миру фейри — миру превосходства, красоты, приключений и магии. Как можно не захотеть окунуться в это превосходство? Не захотеть стать его частью?
Тарин выбирает его из-за удобства и романтических надежд, а Джуд — из-за амбиций, самонадеянности и желания не смотреть, а участвовать, не покоряться, а решать.
А в этом мире Верховный король собирается отречься от короны, и главными фигурами становятся его сыновья: осмотрительный интриган Даин и считающий, что ему всё дозволено, Балекин. За их спинами почти — по важности в борьбе за власть, но не прописанности образа — теряется младший принц Кардан. Самоуверенный. Хитрый. Знающий себе цену. Любящий не власть — себя. Принц, который говорит: «Не думаю, что дальнейшие события доставят мне массу удобств, поэтому хотел бы оставаться пьяным, чтобы вынести их». Принц, который не давал Джуд спокойного житья, которого Джуд отчаянно ненавидела, которого хотела превзойти. Если она задаёт себе вопрос: «Почему я такая? Из-за того, что он <Мадок> сделал с моими родителями, или из-за того, что он мой родитель?» — то и про Кардана можно спросить, почему он такой, какой есть: по происхождению или из-за того, как вела себя с ним его семья? Кардан — это гордость и умение быть на коне в любой — или почти любой — ситуации, это ухмылка и экстравагантные роскошные наряды, это буря чувств внутри, это стремление жить для себя, как можно, как получается, а не ради огромных целей. Среди знати, интриг, жестокости фейри он, конечно, как рыба в воде, только свободен ли он в этом океане? Или он в огороженной кем-то запруде? И нужен ли ему весь океан или просто клочок — ровно столько, чтобы жить свободно, но не иметь слишком много?
У Джуд явно другие желания. Джуд «раньше хотела многого. Каждый год чего-то нового. Но в душе больше всего хотела, чтобы это всё было не по-настоящему». А теперь она желает не бояться. Она пробует на вкус приключения, убеждает себя в том, что должна действовать — из благих ли целей или чтобы потешить своё эго. Она попадает в настоящее болото интриг, сопровождающих готовящийся заговор, в болото, в котором ничего неясно и неизвестно точно и в котором она будет блуждать почти всю книгу, прежде чем выберется из него, сама до конца не понимая, куда именно — так стремительно её завертят события.
Джуд мечется между страхом и смелостью, между сообразительностью и глупостью, между хитростью и неудачливостью, между добротой и жестокостью. Джуд ищет себя и свой путь, ошибается и признаёт свои ошибки, ступает на ощупь. Ощущение неясности, слепоты преследует на протяжении всего чтения, едва подрассеиваясь в конце. Она говорит наугад, выбирает из двух зол меньшее, поступает импульсивно и всеми своими действиями заставляет шевелиться внутри зачатки стыда и страха: вот сейчас, сейчас она выставит себя дурой… вот сейчас, сейчас она попадётся… вот сейчас, сейчас она сама себя загонит в тупик…
Загонит ли? Чтобы узнать, стоит прочитать эту книгу и ждать вместе со мной продолжение.2406