Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним7 июня 2018 г.

    Тошнота?

    Именно с этого романа началось моё знакомство с Сартром. Было ошибкой читать его сразу после школы, совершенно не имея понятия о философии экзистенциализма (да и вообще мне кажется, что раньше я совсем не умела читать книги). Однако чем-то "Тошнота" меня зацепила. Старательно размышляя над вопросом "А ЧТО ЭТО БЫЛО ТАКОЕ" я (вроде бы) не додумала ничего дельного. Где-то в глубине своей души я понимала, что с романом я столкнусь ещё и перечитывать буду не один раз. Так и вышло.
    Всё ещё сомневаюсь в правильности моих суждений. Да и вообще в их надобности.
    Начну с того, что форма повествования выбрана удачно. Такая интимная вещь как личный дневник может очень много рассказать о человеке. Ну и показать всю абсурдность человеческого бытия. Мы ж тут Сартра читаем. Тема абсурдности, кстати, хорошо раскрыта через увлечения ГГ (написание биографии какого-то вроде как важного давно умершего и ничего больше не решающего мужика). Правда, в конце романа Рокантен находит в этом хобби спасение от мысли о конечности своей, но не суть. Бессмысленность жизни заставляет Рокантена много думать и грустить. В попытках найти ответы на бытийные вопросы ГГ начинает отдаляться от мира и больше не чувствует себя его частью. Рокантена тошнит. Тошнит от с у щ е с т в о а н и я: вещей, себя, всего. Иногда он заходит в библиотеку, нехотя беседует с Самоучкой,чьё познание мира ставит Рокантена в тупик и заставляет задуматься об убийстве, и грустит ещё больше. От невозможности примириться с абсурдом ГГ забрасывает работу. Ситуацию усугубляет одиночество героя и нежелание близкого контакта с людьми (тут у нас свобода выбора подкатила и последствия данного мероприятия). Как говорил Сартр: "Человек обречён на свободу". Опускаясь по ступенькам в бездну мыслей Рокантена мы наталкиваемся на рассуждения о времени. Опустошённость героя и безразличие ко всему ну никак не может дать толчок для дальнейших действий: прошлое для него умерло, настоящее не принимается, в будущем нет смысла. Как жить-то?
    Враждебный мир не даёт покоя. Мир лишний, герой тоже лишний. Самоубийство = выход? Сомнительное мероприятие, смерть ведь тоже лишняя (либо герой не преодолевает страх перед тем, что после, и находит для себя объяснение, спасающее его жизнь). Потом опять грусть, тошнота, много блаблабла с самим собой. А спасение-то рядом.
    Vita brevis, ars longa, как говорится.
    Творить, чтобы остаться. А нужно ли оставаться?
    Почему-то я не умею красиво завершать свои рецензионные потуги, поэтому просто скажу ,что это всё.

    Кажется, я до сих пор не поняла большую часть романа. Но я в который раз убеждаюсь, что искусство есть вечность для гениев. И это прекрасно.

    6
    1,1K