Рецензия на книгу
Трилогия Бартимеуса. Книга 1. Амулет Самарканда
Джонатан Страуд
DrHell6 июня 2018 г.Бедный Лондон, везёт же ему на волшебников...
Действие романа происходит в современном Лондоне, где маги "сосуществуют" с обычными людьми. Сосуществуют в кавычках, потому что по факту маги установили свою диктатуру и правят как минимум Англией, а как максимум миром (не конкретно британские, а маги вообще). В самом Лондоне происходят беспокойства по поводу того, что идёт война между магами, пусть и не на территории Британии, готовится восстание обычных людей, уставших от того, что для волшебников они не люди, а "самодвижущиеся куски плоти, которые иногда разговаривают", о чём волшебники не стесняются открыто заявлять по поводу и без. Именно в это время появляется мальчик по имени Натаниэль, чьи родители продали того на ученичество какому-нибудь волшебнику. Вы не ошиблись, практически все современные волшебники начали свою карьеру с того, что родители их продали в ученики. Натаниэлю с наставником... скажем так, откровенно не повезло, и в какой-то момент он вызвал могущественного демона по имени Бартимеус. Просит Натаниэль у него самую мелочь - украсть Амулет Самарканда из Парламента, на что Бартимеус реагирует примерно так же, как любой, кто дошёл до этого момента - "Чего?" Таково начало романа.
Он условно поделён на две части - когда рассказ ведётся от лица Бартимеуса и когда внимание сконцентрировано на Натаниэле и его переживаниях. Разница причём не только в лице, но и в настроении, с которым эти персонажи их переживают. Бартимеус воспринимает всё происходящее в романе, как очередное задание, которое он просто выполняет, причём не без иронии. В то же время для Натаниэля всё намного серьёзнее и тяжелее иприлюдная порка за "излишнее умничанье"способна спровоцировать его на продуманную месть с далеко идущими последствиями. И очевидно, что автор либо не смог, либо не захотел мучиться над тем, чтобы дать 12-летнему Натаниэлю свойственный ему голос, который при этом будет звучать убедительно, в чём я его не упрекаю.
Книга мне понравилась, потому что у него очень крепкий и последовательный сюжет (в романе практически отсутствуют лишние конструкции и все события подчинены сюжету и имеют последствия), достаточно продуманным миром, чтобы в него поверить и проникнуться (хотя лично мне поначалу было не просто с тем, чтобы сопоставить демонов с благоуханиями и современную технику в одной воображаемой картинке), и яркие главные герои, которых можно охарактеризовать как демон-прохвост с золотым сердцем и юный волшебник-эгоист, не обделённый чувством чести и благородства.
Что касается самих волшебников в целом, то сами по себе они в этом романе представлены, как этакие шаманы, вызывающие и порабощающие демонов всех сортов и расцветок. При этом нельзя сказать, что сами по себе они такие уж и сильные и что, отними у них всех демонов, они будут не менее могущественны. И лично я согласна с Бартимеусом, что все нынешние волшебники не достойны того, чтобы так называться и лучшее для них определение - паразиты общества.
И я не уверена, что в этом романе мне не понравилось, поскольку к сюжету лично я прикопаться не могу, к героям, атмосфере у меня также никаких претензий нет, концовка такая, какой и должна быть. Возможно, субъективным недостатком книги будет то, что её иногда не особо интересно читать и временами она может потерять внимание читателя. Купила две оставшейся части трилогии и буду продолжать читать дальше.
Что касается рекомендаций, то я бы скорее всего посоветовала эту книгу тем, кто хотел бы прочитать более реалистичную версию Гарри Поттера (чьи с ним пересечения довольно условны и даже если специально искать, то много не найдёшь) от лица, наверное, Тома Реддла или Драко Малфоя, и в принципе любителям британских волшебников.3444