Рецензия на книгу
Белая крепость
Орхан Памук
MariyaEremenko5 июня 2018 г.С творчеством самого знаменитого турецкого писателя современности, лауреата Нобелевской премии по литературе Орхана Памука, я хотела познакомиться давно, но все как-то не получалось. Инстинктивно я чувствовала, что турецкая культура от меня далека (или я от нее), что исламские традиции и обычаи понять, а тем более принять, я не в состоянии и много еще всяких не. Но вот (спасибо судьям, заботящимся о расширении наших читательских горизонтов) выпал случай, и я открыла книгу классика турецкой литературы, выдающегося писателя современности и прочая.
Чутье меня не подвело. Это не мое: Орхан Памук – не мой писатель, турецкая культура – не моя культура, а я – вечный антагонист ислама, хотя бы потому, что женщина. Больше и сказать мне нечего, ибо первый раз за 6 месяцев игры я читала книгу на морально-волевых качествах, приступом беря каждую новую страницу. Дочитала я это небольшое произведение только из врожденного упрямства. Наградой же мне было понимание, почему Российская империя так упорно и непоколебимо воевала с Османской империей: менталитеты настолько разные, что проще уничтожить друг друга, чем понять.
Если всё же сделать над собой нечеловеческое усилие и постараться посмотреть на книгу со стороны, то можно сказать, что книга хорошая, перевод добротный, замысел интересный. Произведение описывает времена, когда главными соперниками Османской империи на море были итальянские республики. Действие, как это часто бывает у Памука, происходит в Стамбуле и его пригороде. Очень любопытно прочитать о взгляде с другой, турецкой стороны на те события, об их отношении к европейцам и к геополитической ситуации того времени. Хотя «Белая крепость» не об этом. Она о том, что у каждого человека есть alter egо, и оно может явиться в совершенно неожиданном облике, как главным героям повести - турецкому Ходже и молодому веницианцу. Тема двойничества и замены одного двойника другим разрабатывается Памуком в лучших традициях психоаналитической прозы, попутно вытягивая за собой тему веротерпимости и ксенофобии.
Также было интересно узнать о турках из первых рук и сравнить свои собственные впечатления от общения (когда-то я учила турецких студентов русской литературе, и они называли меня ходжа) и рассказы о них русских мемуаристов и писателей. Все это лишь укрепило меня во мнении, что для меня мерилом непохожести и чего-то совершенно отличного от нас являются не китайцы, а турки и – шире – мусульмане.В заключение скажу, что «Белая крепость» - хорошая книга большого мастера, и тот, кто хочет постигнуть душу Стамбула, обязательно должен читать книги Орхана Памука.
7904