Рецензия на книгу
В ожидании варваров
Дж. М. Кутзее
Аноним4 июня 2018 г."В ожидании варваров" изводит читателей
Да, каждый из нас варвар. Как тонко, как умно Кутзее ввернул эту мысль! Прямо в заголовок! Тема, конечно, очень важная и актуальная и так далее и тому подобное. Зачем же превращать все эти высокоинтеллектуальные рассуждения в болезненную медленную пытку! «Варвар живет внутри каждого из нас». Понятно, с первого раза понятно! А что еще? Кутзее забыл, что пишет роман, а не лозунг. Кутзее – про полные физиологизма нравоучительные притчи, он не про интересную литературу. Он – про нудящегося пугающего старика, размышляющего о собственной сексуальности с ослепленной хромой дикаркой.
В странном городе, подвергающемся набегам непонятных варваров, посреди неопределенного времени и неопределенного места, живет старик-судья. Он нудит и скрипит, и среди этого скрипа проскальзывают те самые мысли. А что, если варвары – не жестокие дикари, а люди, мечтающие о нормальной жизни на собственной земле? А вдруг они просто рыбаки? Или крестьяне? Желая помочь искалеченной дикарке, старик сам оказывается среди варваров, среди изменников, потому что варвары живут среди нас, они живут внутри нас.
Сюжет в таком кратком изложении кажется интересным. Но сама книга в реальности – нет. Эта книга - страницы нуднейших, мерзких рассуждений от старика, которому безрезультатно силишься сопереживать. То есть, когда его пытают, сопереживаешь. Но не до и не после. Все какое-то размазанное, многословное, редкомысленное!
Автор пишет перегруженно, сложно, трудно. Наверное, поэтому издатели поставили на эту книгу штамп «интеллектуальной литературы». А какие еще нужны признаки интеллектуальности, как не нудность, сложность и вычурность? Издатели заранее разделили нас на неинтеллектуалов (вроде меня), которым книга покажется бессмысленной, и элиту, которая в романе «что-то найдет» или даже «что-то вычитает». А мне вот кажется, что все на самом деле просто – если это роман, он должен быть интересным; если же это философское эссе, то так это и стоит называть – «философское эссе». Зачем обманывать читателей? Зачем обманываться?
Но и здесь вышла проблемка. Потому что за сложностями и вычурностями, за бессмысленными страницами полного грязи текста нет интеллектуальных откровений. Автор, конечно, – нобелевский лауреат, но это не означает, что каждый его роман – шедевр. «Интеллектуальная литература» здесь превращается в свою противоположность, в заумную нудотину. Слишком уж много пафоса, слишком уж много бездействия, слишком мало простых читательских радостей – сюжета, действия, образов. И полное отсутствие собственных мыслей.
Нет, книга не пустая, не бесполезная. Просто, в ней слишком много грязи, слишком вычурный текст, слишком скучное повествование. И, возвращаясь к вопросу о высокой интеллектуальности, в книге – слишком очевидные мысли. Уж сколько раз все эти «откровения» уже были сказаны! Начиная с древнегреческих времен. Что несет с собой эта книга? Кроме скуки? Тяжелую атмосферу, ощущение безысходности, детализацию обыденности, мерзостный филиологизм. Нравоучительной притчи не получается хотя бы потому, что роман не содержит мыслей, которые уже не были бы кем-нибудь высказаны. Текст не берет за живое, он скорее отталкивает, вызывает отвращение своим физиологизмом и грязью.
«В ожидании варваров» разочаровывает в каждом своем аспекте – сюжетом, персонажами, развлекательной составляющей, интеллектуальной составляющей, эстетической составляющей. Это не роман, это приложение к учебнику по истории философии (с грифом "не для слобонервных").
7345