Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который спит

Жорж Перек

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июня 2018 г.

    Жорж Перек уже известен мне благодаря Долгой Прогулке. Автор, который отказался от самой часто употребляемой гласной сподвиг меня на двойное прочтение его произведения в двух разных переводах.
    Поэтому и сейчас я не смогла устоять перед искушением продолжить знакомство с этим оригинальным французом.
    "Человек, который спит" - небольшое произведение, где автор не извращался, выбрасывая из своего лексикона отдельные буквы и слова. Но и тут чувствуется совершенно особое владение языком, умение создать не просто художественный текст, а эдакую вязкую, мрачную, депрессивную субстанцию, в которую автор затягивает читателя.
    Вот бы попался мне Перек в студенческие годы, в переходном возрасте, в моменты кочевания из депрессии в депрессию...
    Наверняка, тогда бы я насладилась им в полной мере, залпом бы перечитала все его произведения.
    И эти носки в тазу с помутневшей мыльной жидкостью были бы мне куда роднее.
    Я бы отшельником сидела бы с книгой, не разговаривая с друзьями, родителями, не читала бы новостей, не ходила бы на пары. Я бы копалась в своих мыслях и сравнивала бы с мыслями главного героя книги Перека. Мы бы думали в унисон и в знак солидарности я бы тоже замочила в тазу ровно 3 пары носков.
    Я бы придумала жизнь своему соседу, а может разделила бы соседа с главным героем книги.
    Жевала бы привычную еду, не чувствуя вкуса, гуляла бы по улицам с закрытыми глазами, а по возвращению домой спала бы с открытыми.
    Я бы потеряла счет времени и перечитывала Кафку, пересчитывала трещины на потолке и узоры на обоях.
    Сон и явь смешались бы, я и герой перепутались. Уже не разобрать где мои мысли, где его, где мои носки, а где его.
    И можно долго-долго смотреть на раскаленную лампочку, и думать-думать-думать, погружаясь в эдакий транс, не слыша стуков в дверь, не обращая внимания на шум за стеной.
    И снова смотреть на трещины потолка, на раскаленную лампочку и думать о всех совершенных поступках, которые раньше казалось бы имели смысл. И я сама имела смысл, и идеалы, и цели.
    А потом я бы шла по улицам, через знакомые дворы и подворотни, через незнакомые дворы и подворотни, проходя мимо кафе, мимо ресторанов, киосков и магазинов, не зная ни цели, ни направления, ни конечного пункта, но всегда возвращаясь к тазику с мутной коричневой водой, в которой уже и не видно тех 3 пар носков.
    И снова эти стены, эти узоры на обоях, и раскаленная лампочка, и трещины на потолке. И ложечкой размешивать сахар в чашке чая, упорно стуча этой ложечкой по стенкам этой чашки. И мешать, и мешать, и мешать, и мешать, и мешать...
    Пока чай окончательно не остынет и вдруг я вспомню, что я вообще-то с сахаром не пью.
    Что студенческие годы давно миновали, чувство депрессии давно прошло и с тех пор не возвращалось, а книга Жоржа Перека закончилась.

    20
    2K