Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Der Club der unverbesserlichen Optimisten

Jean-Michel Guenassia

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июня 2018 г.
    Я считаю каждый день подарком судьбы. Много лет я работал как каторжный, не считаясь со временем и собственными желаниями, фактически бесплатно, не знал ни сна ни отдыха. То время я считаю потраченным впустую. Сегодня я читаю, сплю, слушаю музыку по радио, гуляю по Парижу, беседую с людьми, хожу в кино, отдыхаю, кормлю кошек, а когда карманы пустеют, отправляюсь в «Фотораму», чтобы обеспечить себе прожиточный минимум. Я счастлив, как никогда. Беда не в эксплуатации, а в нашей глупости. Мы принуждаем себя, надрываемся, чтобы иметь лишнее и ненужное. Хуже всех глупцы, вкалывающие ради денег. Проблема не в боссах, рабами нас делают деньги. В день Великого Выбора прав оказался не придурок, слезший с дерева, чтобы превратиться в человека разумного, а обезьяна, оставшаяся висеть на ветке, поедать фрукты и почесывать живот. Люди ничего не поняли в эволюции. Человек работающий — король придурков.

    Неспешная, охватывающая много разных судеб на фоне исторических событий книга, написанная хорошим языком и с бережным отношением к другим культурам. Одно парижское бистро близ метро Данфер-Рошро объединяет в задней комнатке группу людей, сбежавших на Запад из коммунистических стран Восточного блока. По разным причинам - кто-то по политическим мотивам, кто-то из-за любви, кто-то из-за негативного отношения властей к их образу жизни.

    Юный Мишель Марини, который часто приходит в бистро поиграть в настольный футбол, проявляет интерес к тому, что творится за зеленой занавеской и вскоре примыкает к Клубу неисправимых оптимистов - этих играющих каждый день в шахматы мужчин-изгнанников, жизнь которых драматически изменилась. У них нет государства, способного о них позаботиться, нет денег и домов, их жены и дети остались за железным занавесом, и что еще более унизительно для многих из них, в коммунистических странах занимавших высокие должности или бывших всенародно любимыми артистами, нет целей и смысла. Некоторые из них пламенные демократы, другие - убежденные коммунисты, и их разговоры и разброс точек зрения - это лучшее, что есть в книге.

    Фоном идут события 50х-60х годов: Алжирский кризис и война, восстание в Венгрии, сталинские годы и хрущевская оттепель, бегство Нуреева, казнь Этель и Юлиуса Розенбергов в США, строительство Берлинской стены и первый полет человека в космос. Жизнь Мишеля, его отношения с родителями, братом, подругой брата и загадочной Камиллой - это композиционный стержень книги, но главный смысл в ней - именно эти разговоры и загубленные судьбы, когда ты вроде жив, а вроде и нет.

    От книги остается светлое ощущение, хотя в конце, когда автор переносит в реалии 52 года и нагоняет жути про кровавый режим, немного смазало впечатления. Но чтобы сохранить их позитивными, я вернулась к самому началу - да, у книги не линейная композиция, начало дается пятнадцать лет спустя, потом идет период с 1959 года по 1954 с флэшбеками, а в конце обнаруживается письмо, рассказывающее о событиях двенадцатилетней давности. И в восьмидесятом году эти люди все еще живут, дышат, наблюдают за тем, как меняется мир. Безумно понравилась мысль, что идея коммунизма прекрасна, да вот люди все опошлили.

    27
    1,6K