Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июня 2018 г.

    Небольшое вступление. Читая где-то вторую треть этой книги, я думала (на будущее, как обычно): пожалуй, это будет самый короткий мой отзыв. Я напишу про органичность и несомненное мастерство, на этом все и закончится.

    Классика, не мне ее судить, считала я.

    Но потом сюжет завертелся так, что я едва успевала за ним следить. Слишком сильно. Слишком ярко.

    После прочтения эта книга пробудила во мне осознанное желание с кем-нибудь ее обсудить. Но в моем окружении людей, готовых на это, не нашлось, поэтому вот — не совсем типичный отзыв, скорее — отзыв-эмоция. Со спойлерами.

    Итак, о чем эта история?

    Она не о Квазимодо, как говорила моя мама. Вернее, не только о нем. Она также и об Эсмеральде, цыганке шестнадцати лет, и ее козочке Джали. О философе Пьере Гренгуаре. Она об архидьяконе Клоде Фролло и его брате Жеане. Она о капитане Фебе, о затворнице Гудуле и о Людовике XI.

    События происходят в пятнадцатом веке, когда на улицах ещё стоят виселицы, а Собор Парижской Богоматери не изуродован архитекторами. Народ требует зрелищ. Превознося одного, он на следующий день позорит его. Он податлив — ещё не научился сопротивляться. Да и нет пока желающих пойти на это сопротивление.

    И ещё. Это история не столько о людях, столько о том, что с ними происходит. Она о справедливости, когда дело касается суда, где глухой судит глухого. Она о судьбе, том самом роке, начертанном на стене слове: если что-то должно произойти, оно произойдет.

    А также она повествует о любви. Об одержимой, дьявольской, «любви отверженного». О любви материнской, когда тот, кому посвящены молитвы, снисходит до матери и дарует ей те пятнадцать минут, которые она просила. О любви юношеской, но сильной, пусть и глупой. О любви, которая толкает пойти против того, кого ты считал своим господином…

    «Вот все, что я любил».

    Зачем она?

    Можно, конечно, сказать так: чтобы показать, как поступать НЕ надо. Но это мы все такие умные, когда со стороны наблюдаем..:) Когда же дело коснется нас, мы поступим так, и ещё хуже, и только потом, спустя промежуток времени, может, и поймем, что поступили неправильно.

    К сожалению, у героев этой истории не было того времени.

    Мысли до сих пор разбегаются, хотя сутки прошли с того времени, когда я закончила чтение.

    Пусть будет так. Эта история нужна затем, чтобы показать, что существует и такое. Что проклятия сбываются, когда ты так этого не хочешь. Что случаются потери. Что случается та самая любовь — и ты понимаешь, что лучше бы ее не случалось.

    Плавно переходим к следующему пункту.

    Почему стоит выбрать именно эту книгу?

    Уф… Я до сих пор отойти не могу, и ещё долго отходить буду, поэтому хочется сказать: не выбирайте ее, не выбирайте! Почитайте что-нибудь другое. Менее надрывное.

    Но, опять же. Здесь можно упомянуть ту самую органичность, которую я упоминала во вступлении. Все события так аккуратно ложатся на историческое прошлое Парижа — и так переплетаются между собой, что остается лишь наблюдать за всем этим, разевая рот от удивления! Как это тонко, как это ажурно, как это красиво.

    Как это печально — знать, что ничего нельзя исправить.

    Она спасет его. Он спасет ее.

    Но судьба такова: в итоге спасения не дождаться никому.

    У меня все.

    5
    589