Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Киномания

Теодор Рошак

  • Аватар пользователя
    Аноним31 мая 2018 г.

    Фильм-нуар: замыслы и вымыслы

    «Верь в искусство. Искусство побеждает все».

    Если книга побуждает читателя смотреть старое чёрно-белое и немое кино, задуматься о роли кинематографа в развитии личности и всего человечества в целом, значит, её стоит читать. Если книга заставляет обратиться к другим трудам автора и беспомощно барахтаться в философских и культурологических тонкостях определения истоков контркультуры в попытках понять смысл и значение film noir, то она чего-то, да стоит. Что я и сделала, являясь всего лишь рядовым зрителем, относящимся к кино как атавистическому развлечению, всю жизнь оценивающим фильмы на примитивно-обывательском уровне «нравится – не нравится». Но Теодор Рошак, показав глубокие знания киноведения, доказал, что кино вполне способно быть не только предметом глубокого исследования и научной полемики, но может иметь и метафизические, и теологические корни, превращаясь в фантасмагорию разума, вести к духовному возрождению, демонстрируя ретроспективу зла, а также вполне успешно насаждать массам очень даже привлекательную Великую ересь.

    Основное свойство кинематографа как искусства – его способность показать то, что невозможно воплотить в действительности. По Рошаку настоящее искусство кино с помощью необычных эффектов являет зрителю то, что находится по другую сторону киноэкрана, противопоставляет реальность и иллюзию. Являясь теоретиком контркультуры, автор, вдохновлённый её основоположниками, такими как французские ситуационисты Ги Дебор, Р. Ванейгейм и др., в романе всего лишь повторяет идеи Дебора об использовании кино и телевидения как зрелища, умело подчиняющего себе людей (Ги Дебор, «Общество спектакля»). Контркультура исследовала политику сознания, и Ги Дебор, как один из организаторов радикального течения в ней, утверждал, что «общество по сути является зрительским», а «этот мир есть не что иное, как гнетущее псевдо-наслаждение», и при правильном использовании, кино, рекламы, можно управлять человеческим подсознанием. Синематограф также можно использовать не только в культуре, но и в борьбе социальных сил. Вот и вывел социолог Теодор Рошак в своей книге кино как новую форму пророчества, используемую в борьбе религиозных культов, и преподнеся читателю эту идею в форме метафизического триллера, попавшего в мейнстрим и ставшего культовым, который увлечёт поклонников этого литературного жанра, а заодно и любителей кино, в частности фильмов жанра «нуар».
    И ещё одну идею Дебора отразил Рошак в книге: «Фашизм – это технически оснащённый архаизм» («Общество спектакля»), утверждая, что кино может стать и актом культурного убийства. Очень много рассуждая о том, что есть настоящее кино, а что фальшивка, о вульгарном и изящном искусстве, о цели кино, о его нравственном упадке, который отражается на обществе, он, всё же, сумел меня убедить, что разложенческий film noir не является интеллектуальной дешёвкой и вполне может занять свою нишу в искусстве кино.
    В оригинале роман называется «Фликер» и заявлен как интеллектуальный бестселлер. Читая его, я, конечно, особого интеллектуального экстаза не испытывала, но есть моменты, которые мне хотелось бы отметить.

    В книге несколько сюжетных и идейных планов: описывается жизнь пионеров киноведения и кинокритики, режиссёров и актёров, и образы некоторых мне показались вполне интересными (Кларисса Свон, Ольга Телл, Зип и Франни). Заставили улыбнуться сексуальные уроки главного героя, фанатика и историка кино, Джонатана Гейтса («Ты уверен, что видел Пудовкина?»), и его опыт тантрического секса. Удивили обширные знания автора в области кинотехнологий, вплоть до проекционной и её технического оснащения в 20-30-е годы, в области работы с камерой, монтажа и секретов режиссёрского мастерства. Его покадровый разбор фильмов – это же бальзам на душу киноманов!
    Ещё один, наиболее важный план в книге – метафизический, на котором основана её основная идея. Игра света и тени, добра и зла, правды и лжи, реальности и выдумки, жизни и смерти, и двойственность души. Мерцание… Мерцание как дуализм всего сущего и мерцание как сложный трюк монтажа плёнки, мощнейшее средство воздействия на зрителя, о котором, кстати, тоже писал Дебор: «Есть два фундаментальных свойства монтажа — повторение и остановка... Больше не надо снимать фильмы — только повторять и останавливаться» (Джорджио Агамбен), а Годар талантливо воплотил в своих творениях.


    Тусклый свет – пурпурная вспышка
    Сверканье хрусталя – бледно-голубой –
    Зеленые молнии. –
    В этом вечном исступленном страдании –
    Пожары гнева –
    Внутреннее запустение –
    Ужас великой тьмы
    Великие дела – в океане
    Мнимой бесконечности…

    С. Кольридж. Из «Записных книжек за 1796»

    Всё это можно воспринимать скептически, а можно и всерьёз, но, учитывая лёгкость и виртуозность «манеры исполнения» Теодора Рошака, книга вполне достойна положительной оценки.

    Долгая прогулка-2018, бонусное задание, команда «Кокарды и исподнее»

    28
    465