Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Киномания

Теодор Рошак

  • Аватар пользователя
    MindSuburbs31 мая 2018 г.

    Now you see me, now you don't

    У меня два любимых детектива, две истории про "сумасшедших с тамплиерами". Первая, конечно, Эко, где запущенный маятник нашинковал героев в мелкие цитаты, а мы узнали, что если слишком тщательно рассматривать любую безумную теорию, она рано или поздно обернется и посмотрит на тебя. Что у самой нелепой идеи есть последователи, которые воспринимают ее очень серьезно. Второй была "Клуб Дюма" Переса-Реверте. История о том, что если начать искать дьявола, то в конце концов ты действительно можешь его найти. Буквально. Но это не значит, что интересно не будет.

    И где-то посредине встал на перепутье роман Рошака, так и не определившийся, с кем он.

    У нас есть сюжет: любитель кино, делом жизни сделавший исследование творчества забытого режиссера. Есть пунктир истории режиссера - Макса Касла, невспыхнувшей звезды, тем не менее повлиявшего на весь Голливуд. Следующий слой: сами фильмы Касла. Категория Б, дешёвые декорации, банальные сюжеты. Или сохранившиеся фрагменты немого кино. Жемчужное мерцание с экрана, три минуты, после которых ты понимаешь, что что-то изменилось, но - что? Именно это главный герой, Джонатан, и пытается выяснить. Раскладывает пленку на кадры, просвечивает кадры, изучает крыло бабочки под микроскопом, и уходит все глубже, в мир, где есть только чередование светлого и темного, фликер, наложение. Станешь ли ты счастливее, точно выяснив, из чего на самом деле создаются мечты?

    Мне бы хотелось говорить не о писательской, а об операторской работе автора с текстом. Описание несуществующих фильмов, их раскадровка, вписывание фигуры Касла в золотую эпоху Голливуда. Ты читаешь и сам накладываешь фильтры в голове. Расслоение света усилием мозга, собственное кино, которое всегда с тобой.

    Джонатан обычен. Он сам это признает. И вкусы у него обычные: "Мой роман с кино начался с сексуальных женщин и суровых ковбоев, героических приключений и великой любви. Мне не хотелось копаться в том, что было "под" всем этим". Ему противостоит Клер - наставница, возлюбленная, строгий критик. "Фильмы делают, чтобы их смотреть, - ворчала она, - Не чувствовать и не переживать". Но именно Клер выпускает джинна из бутылки. С презрением отзываясь о работах Касла она, тем не менее, советует Джонатану ими заняться. Не желая соприкасаться с Каслом, отпустить его загадку она тоже не может.

    А загадка неприятная. И тут возникает всемирный многовековой заговор, борьба света и тьмы, где кино - новый вестник и пособник апокалипсиса. И там, где у Джонатана есть все шансы стать ещё одним профессором Лэнгдоном, детектив внезапно превращается в артхаус. Все заканчивается маленьким кружком света на экране, в котором двое мужчин склонились над монтажным столом и творят, бесконечно и бессмысленно. Сами становятся аппаратурой, пусть совершеннее некуда. Камера отъезжает, затемнение.

    Не вина книги, что мы не сошлись во мнениях. Это хороший роман, который я буду помнить. Просто я всё-таки на стороне "хорошей дряни", по словам Клер, оптимистичной дряни, где человек иногда побеждает.

    5
    162