Рецензия на книгу
Киномания
Теодор Рошак
tentation29 мая 2018 г.Эффект мерцания
Начну, пожалуй, с того, что книга Теодора Рошака в оригинале называется «Flicker», что логичнее было бы перевести как «Мерцание». Конечно, название «Киномания» тоже подходит книге, но все-таки не так точно как «мерцание» передает суть. Бесспорно, это не самый плохой вариант адаптации на русский язык, кстати, мне кажется, что с книгами не все так ужаснокак с названиями фильмов. Даже далеко ходить не надо – только что вышедший фильм с Марго Робби стал вдруг «Конченой» вместо вполне нейтрального «Terminal». А вот неоднократно упоминавшийся в книге «Citizen Kane» у нас «Гражданин Кейн», боюсь представить, как бы его перевели сейчас. Для меня эти заигрывания с названиями всегда за гранью понимания.
Но вернемся к Рошаку, который, если верить Википедии (а кому как не ей), Роззак. Его роман «Flicker», изданный в 1991 году, на первый взгляд, посвященный кинематографу, в какой-то момент становится до боли конспирологическим. Кстати, наш отечественный религиовед Балагушкин писал об авторе: «Подлинным трубадуром религиозно-мистических настроений в молодёжной контркультуре стал Т. Роззак. В своих книгах он утверждал, что крупнейшие преобразования ближайшего будущего в области культуры, науки и даже производства станут возможны благодаря начавшемуся распространению в русле молодёжной контркультуры новой, мистической религиозности, магии и оккультизма, позволяющих осуществить «спиритуальную трансформацию» всех сторон социальной жизнедеятельности современного человечества». Подписываюсь под каждым словом, «Киномания» практически кричит о влияние религиозных сект на будущее подрастающих поколений. Сейчас, тема «зомбирования» через кино и телевидение уже потеряла такую остроту, но тем не менее остается актуальной. Мне хотелось бы верить, что «религия потребления» (великолепно описанная автором через фильмы Саймона Данкла) постепенно отходит в прошлое.
Повествование в книги ведется от первого лица - Джонатана Гейтса, чья жизнь неотрывно связана с кинематографом. Джон не мог не влюбиться в «движущиеся картинки», его мать была заядлой киноманкой и чуть не родила его в кинотеатре. Но своим образованием и знанием кинематографа, наш герой обязан Клариссе Свон, одной из совладелиц кинотеатра «Классик». В ранние студенческие годы Джонатан начинает с завидной регулярностью посещать этот кинотеатр - «грязный подвал на западе Лос-Анджелеса». Возможно спорные, но весьма действенные методы обучения Клэр приносят превосходные результаты, и Джон из посредственного студента юридической кафедры Калифорнийского университета становится блестящим студентом, специализирующимся на истории и критики кино, а потом видным профессором и кинокритиком.
Также благодаря Клэр, Джонатан впервые знакомится с творчеством режиссера Макса Касла. В «Классик» часто проходили ретроспективные показы фильмов, для которых Кларисса выискивала старые пленки, одной из которых стал «Пир неумерших» немецкого режиссера. С нескольких минут в плохом качестве, начинается легкий интерес, который перерастет в страстную увлеченность творчеством и личностью Макса Касла. Вместе с Джоном, мы постепенно узнаем подробности жизни режиссера. Начавший снимать в 1919 году в Германии, Макс фон Кастелл оказывается внес огромный вклад в киноискусство, и это не смотря на то, что он снимал фильмы-ужасов категории В. Как фильмы категории В могут внести вклад? О, легко – это только на первый взгляд такие плохие фильмы, всё потому, что злые боссы киностудий не давали денег на съемки. А на второй взгляд ужаститки Касла еще хуже: режиссер в своих работах использует приемы, которые минуя сознательное восприятие, оказывают влияние на подсознание. Большую часть фильмов Касл снял уже в США, куда эмигрировал в конце 20-х, и все они уже содержат встроенное «второе дно». Режиссер использует игру света и тени, и как раз тот самый эффект мерцания, убранный из названия книги.
«Киномания» - должна была быть погоней главного героя за призрачной фигурой режиссер, его секретами. Но динамики книге, на мой взгляд, не хватает, интересно, что сюжет не провисает и вроде бы не затянут, но как у автора получился такой объем? И вроде бы интересно читать и легко, но почему-то не захватывает так, чтобы читать без сна и отдыха. На мой взгляд, это очень ровная книга, в ней нет неожиданных поворотов (Эдуардо слишком очевиден), и читается очень спокойно. «Киномания» будет интересна любителям кино, Рошак с легкостью жонглирует именами известных режиссеров, актеров и названиями фильмов, а также обильно приправляет техническими деталями съемочного процесса. Любителей заговоров и тайных сект, книга тоже не оставит равнодушными – конспирологическая часть достаточно хорошо проработана, но очень на любителя. Мне она не очень понравилось, из-за нее Макс Касл, воспринимающийся не как вымышленный персонаж, теряет всю свою достоверность. А именно он, а не Джонатан, кажется мне настоящим главным героем и даже финал на острове подтверждает это. На мой взгляд, Джон несколько безвольный персонаж, его жизнь проходит в тени Клэр, Касла. Женщины используют его, а у него как будто нет никаких чувств, как будто он проходной герой. У меня ни один герой не вызвал симпатий, поэтому книга эмоционально меня не зацепила, а финал оставил меня в недоумении – «что за глупость?». Сравнение с Умберто Эко сильно льстит Рошаку, ему не хватает интеллектуальной тонкости. Мне нравится узнавать новое из различных сфер, поэтому мне книга понравилась, я даже почитала дополнительно о катарах и о немом кино. А книга из которой можно узнать что-то новое, для меня хорошая книга. О художественной ценности «Киномании» можно поспорить, ну а вдруг это перевод виноват, потому что события в книге интересные, но написаны как-то не захватывающе. Мне почему-то кажется, что нон-фикшн Теодору Рошаку должен быть лучше, поэтому когда-нибудь может у меня дойдут руки и до «Истоков контркультуры».Долгая прогулка- май 2018. Команда "Принцессы. Уже не те."
7235