Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    lazycatze3 апреля 2011 г.

    Я люблю атмосферные книги. Люблю их, пожалуй, сильнее, чем все остальные, поскольку такие книги несут в себе, помимо смысла, сюжета и морали, одну очень важную особенность - настроение. Без этой особенности книга становится пустой и скучной, пусть даже она наполнена вселенским смыслом и гениальными сюжетами. В плане атмосферы Ремарк даст сто очков вперёд любому писателю, и Чёрный Обелиск является ярким тому подтверждением.
    Время действия романа типично для автора - довоенная Германия. Этот факт и закладывает основу атмосферы книги - предчувствие катастрофы, всеобщая депрессия и неверие в счастливый конец. По ходу чтения романа, напрашиваются невольные параллели с другим произведением Ремарка - с Триумфальной Аркой. Также, как и там, мы видим главного героя, прошедшего Первую Мировую и изрядно побитого жизнью, видим людей, окружающих его, и видим Город. Неважно где происходит действие - дома, в кабаке или в публичном доме, атмосфера времени проникает повсюду, а падающий курс марки, леймотивом проходящий через всю книгу, является решающим штрихом к и без того безрадостной картине.
    Ещё одной радующей лично меня особенностью является ограниченый круг персонажей и полное отсутствие их "текучести". Автор не создаёт "лишних" героев и не загромождает повествование ненужными ответвлениями сюжета. Это лишь добавляет книге плюсов, поскольку позволяет читателю сосредоточится на самом главном. Для меня центральными в романе являются встречи главного героя с Изабеллой-Женевьевой. Начинаясь как короткие и несущественные свидания, к концу романа они перерастают чуть ли не в его основную идею. Идею того, как ограничен человек, живущий в "обычном" мире и заботящийся лишь о дне сегодняшнем. Благодаря беседам с девушкой, страдающей шизофренией, герой понимает, насколько ограничен и скучен "обычный" человек, насколько убог и сер его взгляд на окружающую действительность и на "вечные ценности". Изабелла, сама того не ведая, учит героя и, одновременно с ним, нас видеть вещи не такими, какими мы хотим их видеть, а такими, какие они есть на самом деле, и в этом я вижу истиный смысл этой книги. И неважно о чём идёт речь - о любви, религии, лунном свете или растениях - градации вещей и ценностей нет, есть просто вещи и ценности, и приоритеты для себя каждый выбирает сам.
    Одновременно с этим, автор, не знаю умышленно или случайно, затрагивает и тему любви и привязанности. Главный герой постепенно влюбляется в больную девушку, но влюбляется он не в неё, а в образ, в котором она живёт, который она создала сама себе во время болезни. И тут поднимается ещё один вопрос - а что есть болезнь и что есть норма? И так ли больны те люди, которые по нашим критериям "отклонены от нормы"? Автор сознательно не отвечает на этот вопрос, оставляя за нами возможность подумать и вынести свой вердикт...
    Писать об этой книге можно ещё много - практически каждый персонаж достоин отдельного о себе разговора. Но стоит ли мне это делать? От себя я лучше посоветую каждому, кто ещё не прочёл этот роман, обязательно сделать это при первой же возможности. Уверен, что вряд-ли он кого-то оставит равнодушным.

    Оценка: 10 из 10. Идеально. Ни единого изъяна, ни одной претензии. Книга из разряда тех, которые хочется перечитывать.

    6
    23