Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Аноним27 мая 2018 г.Извините, ошибся Лондоном.
Прочитав последнюю строчку романа Нила Геймана «Задверье» (другой встречающийся в нашей стране перевод – «Никогде»), я поймал себя на мысли, что давно мне не попадалась книга, которая настолько легко и приятно бы читалась. Буквально после первых страниц можно почувствовать ритм повествования и начать погружение в удивительно атмосферный, продуманный до мельчайших деталей и умело описанный мир Под-Лондона. В романе рассказывается о приключениях лондонского офисного работника, волею судеб угодившего в скрытые подземелья старого города, где обитают сказочные существа, падшие ангелы, говорящие крысы, древние монахи и много кого ещё. Ассоциации при прочтении «Задверья» возникают весьма разнообразные: тут и загадочные станции лондонской подземки со своими обитателями, сразу вызывающие в памяти образы из серии «Метро» Глуховского, и двери, через которые можно осуществлять переход между мирами, как в «Тёмной Башне» Кинга, и фантастические жители Под-Лондона, которые могли бы с лёгкостью поселиться в произведениях Толкиена или вселенной Гарри Поттера, и Охотник, единственным желанием которого является убийство чудовища, обитающего в лабиринте, как будто сошедший со страниц древнегреческих мифов, и даже пара по-своему обаятельных убийц с загадочным нанимателем, в образах которых безошибочно угадываются Булгаковские Воланд со своей свитой. И вся это разнородная смесь в итоге превращается в неожиданно сочный и яркий литературный коктейль, который отнюдь не кажется разрозненным дайджестом из великих историй, а воспринимается как самобытное и завораживающее, сдобренное классическим английским юмором произведение искусства. Конечно всю прелесть романа сможет оценить только житель Лондона, уж очень там много отсылок к названиям станций метро и прочих памятных мест в именах героев и локациях Под-Лондона, но и без этого «Задверье» остаётся прекрасной сказкой, которая способна увлечь читателя из любого уголка планеты. Произведение можно отнести к этакой «литературной готике» – описываемый в книге мир довольно мрачный, серый, загадочный и безжалостный. Это довольно трудно описать, но, если вы знакомы с другой популярной книгой Геймана - «Американские Боги», вы понимаете о чём идёт речь. При этом основным вопросом, которым задаётся автор, является выбор между спокойной благополучной, но скучной и предсказуемой жизнью современного среднестатистического городского жителя и путём приключений, порой опасных и трудных, но не дающих не то что заскучать, а даже перевести дух. Главный герой делает свой выбор на последних страницах романа, но стоит понимать, что иногда выбор, сделанный в художественном произведении, в реальной жизни не так очевиден. В итоге могу посоветовать эту книгу всем, даже раскрученные «Американские Боги» не произвели на меня такого приятного впечатления. Было даже жаль дочитывать «Задверье» до конца, ведь это оказался тот редкий случай, когда желание узнать, чем кончится история, отодвигается на задний план наслаждением от совместного с героями путешествия в мир фантазий автора.
P.S. Как оказалось, существует даже экранизация этой книги в виде мини-сериала 1996 г., но сам я её не смотрел, так что насколько она удачно судить не берусь.
3135