Рецензия на книгу
Киномания
Теодор Рошак
Аноним23 мая 2018 г.Читать книгу, где перечисляются различные кинофильмы, называются известные актёры, режиссеры и пр. для меня примерно то же самое, что оказаться сейчас на другой планете. С одним исключением, планету мне было бы все же интересно исследовать. Поэтому все вступительные перечисления я пропускала мимо, не вникая в детали. Возможно, это не позволило уловить мне ряд тонкостей, посвящённым явно было бы интереснее, но я старалась лишь схватывать основное направление. И тут стали возникать некоторые поражающие меня вещи. То, что у некоторых актёров немого кино возникли проблемы с появлением звукового, это было понятно, известно и неудивительно. Но то, что в Америке, этом известнейшем гнезде разврата и пугале всего СССР, до 1975 года была особая цензурная комиссия нравственности, я и знать не знала. Фильмы, где хоть как-то можно было увидеть обнаженную натуру, приходили из Франции, а в Америке подобная плёнка врезалась и уничтожалась (или ходила исключительно на чёрном рынке как порнография). Впрочем, и тут есть своя логика, французы делали искусство, а американцы, когда им это разрешили, именно порнографию.
Следующим удивившим меня моментом стало то, что наш герой перерос свой пубертатный период, не уйдя с головой в тяжёлый рок и наркотики, а стал воспринимать кино именно как искусство. Благодаря лекциям своей подруги, преподаваемым в весьма оригинальной форме, он перешёл от просто поглощения фильмов, к их осмыслению, причём на научном уровне, с философским подтекстом и пр. Стал учиться в этом направлении, написал диссертацию, словом, далеко ушёл от подростка, бегавшего с компанией по городу в поисках кинотеатра, где можно было бы посмотреть порнуху. Вместе с героем повзрослела и книга, мне удалось выбраться из под завалов незнакомых имён и названий, теперь улавливая уже общее направление развития кинематографа. У нас даже появились общие взгляды с героем, он также не одобрял увлечения последующего поколения и то, во что превратился некогда столь любимый им кинотеатр. Но интереснее здесь не его ностальгические впечатления, а его новое увлечение, кинорежиссер Макс Касл. Не могу сказать, что я в восторге от его картин, да и наш главный герой испытывал от них какое-то отвращение, смешанное с ужасом. Но оно, а также тайна, окружавшая этого режиссера, притягивали его к себе как магнитом. А самое интересное, конечно, это маленькие тайные ходы, которые добавлял режиссер в свои фильмы. Что-то из разряда 25 кадра, когда зрителю показывают то, что не видно невооруженным глазом, но воспринимается сознанием. Как и главного героя, меня очень захватили эти фокусы, все это происходило еще в далеко доцифровую эру, и проворачивать подобные штуки было далеко не просто, здесь требовалась рука мастера как для задумки, так и для воплощения. Мне приходилось сталкиваться с куда более примитивными, но тоже увлекательными вещами, типа специальных фильтров на фотоаппараты, тоже в пленочную эпоху. Но в современном цифровом мире все это смотрится безумно устаревшим, ведь есть фотошоп, а там твори все, что тебе в голову взбредет.
Еще один немаловажный момент в книге, это секта, катары и тоненькая ниточка, тянущаяся в глубину веков, куда-то к инквизиции, тамплиерам и пр. Сразу скажу, во-первых, она выглядит слишком уж фантастической, во-вторых просто так вышло, что она заинтересовала меня меньше. Поэтому я и не стала на ней останавливаться и размышлять на тему, преемниками кого являются катары, являются ли они ими вообще, кто помогал братьям Люмьер, кто изобрел кино и прочее, прочее. Что до самих сект, их влияние - это сила, которой нельзя пренебрегать. Иногда эта сила бывает и положительной, вот посмотреть, они берут к себе сирот, талантливых сирот, предоставляют им все возможности для роста и развития, поддерживают во взрослом мире. Далеко не многие, имевшие семью, могут похвастаться такой надежной опорой в жизни. С другой стороны, любая секта должна иметь финансовую поддержку, соответственно, у нее есть свои интересы во взрослом мире, и от своих оперившихся птенцов она требует ответной помощи и работы на ее благо. Впрочем, считать ее деятельность благом или нет, зависит и от самой секты, и от человека. Но вот вырваться из этих цепких колец уже будет проблематично. Эта завязка великолепно и драматично отражена в книге, особо блестяще выполнена концовка. Впечатление, что автор уже начал писать в духе Нила Стивенсона. Я совершенно не ожидала встретить такую развязку, когда начинала читать эту книгу. И именно такой поворот, наконец-то продемонстрировавший, что у книги есть свой самостоятельный сюжет, а она вовсе не паразитирует на известных кинокартинах, и увлек меня, и повысил итоговую оценку за произведение.10238