Рецензия на книгу
Der Club der unverbesserlichen Optimisten
Jean-Michel Guenassia
Аноним19 мая 2018 г.Как бы скептически я не относилась к формулировке "современная классика", но вынуждена признать: "Клуб неисправимых оптимистов" — это она и есть. Во всяком случае, объем у книги как раз такой, чтобы ввергать в священный трепет учащихся, вынужденных прочитать ее к следующему уроку. Но, кроме шуток, это действительно глубокая и умная книга, которая требует вдумчивого и неспешного чтения. Не могу сказать, что прочитала ее взахлеб: это не бестселлер, который можно проглотить, даже не попытавшись распробовать. Но книга определенно оправдывает каждую секунду, потраченную на ее чтение.
"Клуб неисправимых оптимистов" - классический роман взросления. Мишель Марини - обычный французский подросток, который увлекается книгами и фотографией, остро переживает разлад в семье, слушает рок-н-ролл и еще не представляет, сколько разлук ждет его на пути. И у него нет ничегошеньки общего с завсегдатаями бистро на углу бульвара Распай, где ежедневно собираются эмигранты из стран восточной Европы. Но здоровое мальчишеское любопытство однажды заставляет Мишеля постучаться в невзрачную дверь... и остаться здесь надолго.
Жан-Мишель Генассия заставил меня вспомнить о том, что ракурс имеет значение. "Клуб неисправимых оптимистов" — это взгляд на страны социалистического мира из капиталистического благополучия. Но это пристрастный взгляд. Это оглядываются назад беглецы. Кто-то ненавидит коммунизм всеми фибрами души, кто-то сохранил верность идеалам Страны Советов, но каждый из них отчетливо понимает: стена, возведенная между ними и их прошлым, прочна и непреодолима. Поэтому истории эмигрантов так созвучны друг другу. Но еще они странным образом созвучны истории Мишеля, сыну добропорядочных состоятельных буржуа. И каждая из них несет на себе отпечаток прекрасной и жестокой эпохи, в которой случились триумфальный полет Гагарина и казнь Розенбергов, "Баядерка" Нуреева и восстание в Будапеште, и еще великое множество славных и страшных событий.
Есть в книге Генассии еще один момент, на который просто не может не обратить внимание русский читатель. Мы так привыкли, что в книгах западноевропейских и американских писателей образ русского человека неотделим от шапки-ушанки, что корректность автора воспринимается почти как гениальность. Иногда Генассия пишет о русских... как русский. Но все же большую часть времени он, словно любопытный подросток, пытается разглядеть, что происходит в доме, не переступая порога. А там, где писатель все-таки отваживается сделать шаг на чужую территорию, книга сразу утрачивает цельность и достоверность. Главным образом, это касается ленинградской части, которая очень важна для понимания сути давнего важного конфликта, и, по-хорошему, должна была стать мощным финальным аккордом. Но мелкие несообразности обидно режут слух и разрушают целостность впечатления.
Но, тем не менее, книга хороша, а неповторимая парижская атмосфера придает ей особый шарм. А уж поклонникам Ремарка - читать всенепременно. Есть у Генассии некий реверанс в его сторону. Хотя, может, все это просто игра моего воображения.
211,4K