Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девятнадцать минут

Джоди Пиколт

  • Аватар пользователя
    Аноним19 мая 2018 г.

    Все свидетели привлекаются как соучастники.
    «Слушается дело о... Не очень комическая опера»

    Вину Питера Хьютона разбирать не буду: в ней подробно разобрался суд. Но чья вина в том, что добрый, чуткий и кроткий мальчик в один прекрасный день становится убийцей, хладнокровно поедающим хлопья рядом с телами умирающих жертв? Автор предлагает разные варианты на выбор. Лично я считаю, что в первую очередь виноваты педагоги. Которые не умели и не пытались строить коллектив, учить ребят общаться, искать индивидуальный подход к ученикам и хотя бы поддержать дисциплину в столовой, коридорах и раздевалке. Если все эти функции лежат на школьном психологе, то виноват школьный психолог. Который мог бы не ограничиться примиряющим блеянием в стиле «дитачки сами разберутся, а мальчику надо самому стать сильнее», а начать работать с конкретным мальчиком. Повысить его самооценку. Научить вести себя в конкретных ситуациях. Обнаружить и развить сильные стороны. Наконец, порекомендовать родителям перевести сына в другую школу или на индивидуальное обучение – если самому выполнять собственные обязанности откровенно лень. Если же вместо обучения и воспитания педагоги разводят блат и туфту – не стоит удивляться нежелательным эксцессам.
    Во вторую очередь - родители. Тем, что не приучились своих детей слушать и слышать. А в результате – понимать, когда надо корректировать поведение и как-то воспитывать, а когда нужна защита. И вроде бы делали для детей всё. Однако в действительности не делали ничего. Конечно, «когда вы смотрите в глаза своего ребенка… вы видите только того, кем мечтаете его увидеть, а не то, чего видеть не хотели бы». Но каким надо быть глухим, чтобы не услышать, как твой ребёнок просит о помощи? Каким слепым, чтобы не увидеть, что твой ребёнок ведёт себя как подонок, или, наоборот, над твоим ребёнком постоянно издеваются? И каким умственно убогим, чтобы твой ребёнок оставался для тебя полной загадкой в течение всех 17 лет?
    В третью очередь – непосредственно дети, как их почему-то называет Пиколт. Хотя какие они дети? В 16-17 лет они доросли и до возраста паспортизации, и до возраста сексуального согласия, и до права на трудоустройство, и до возраста уголовной ответственности за ряд преступлений. Теоретически должны были созреть умственно и нравственно. Практически – их сознание осталось примерно на том уровне, какой был при поступлении в школу. Точнее, здорово изменилось к худшему. Поскольку собранный в замкнутой среде разношёрстный коллектив, предоставленный самому себе, начинает жить по законам стаи и принципу курятника: клюнь ближнего, обосри нижнего. Не из-за физической его слабости, неправильного поведения, очков или не вовремя случившейся менструации, а просто потому, что есть возможность. Кто-то делает это по глупости, кто-то ради самоутверждения за счёт более слабого, кто-то с целью растоптать конкурента. Но суть одна: «если бы не было «их» (читай, ежедневно унижаемых жертв), не было бы и «нас» (читай, популярной группы).
    В четвёртую очередь – общество. Отсутствие идеологии, кроме дебилолозунга «Будь свободным или умри» - а вот уж куда ведёт та свобода… Выкидыши индустрии развлечений, размывающие табу «не убий» - и пусть на одного они не подействуют, на другого не подействуют... но на кого-то подействуют. Узаконенное лицемерие в сочетании с равнодушием. Наконец, доступность огнестрела – что бы ни говорили о том, что всё зависит от человека, приводящего его в действие, но жертв после него остаётся всяко больше, чем после кухонного ножа.
    В сущности, во всём этом Содоме не нашлось и десяти праведников. Посему в один прекрасный день и пришлось ответить – вне зависимости от степени вины. А тем, кому не пришлось - рвать волосы на жопах и гадать, почему это оно случилось так. То, что сделал Питер, нельзя назвать вовсе бессмысленным: по крайней мере десяток мразей если и не сделали никаких выводов, то окончательно лишились возможности гадить. Нет, Пиколт ни в коем разе не старается привести читателей к подобным выводам. Скорее, наоборот: жалеет всех – одних за то, что пережили сильное потрясение, других – за то, что больше не суждено повзрослеть. Но лично мне жалко только девочку-дауна, которая в силу диагноза действительно могла что-то не понимать.
    Проблема в том, что Питер не был богом. Посему права отнимать чужие жизни ему никто не давал. В затеянной им игре не могло быть победителя – и это правда. Человек, идя на конфликт с законом, пусть даже в состоянии аффекта, изгоняет себя из законопослушного общества. И общество ему этого чаще всего не прощает. Хотя бы для того, чтобы в обществе появилось меньше желающих аналогичное действие повторить. В случае с Питером ситуацию осложняло ещё и то, что те, кто выносил приговор, сами являлись родителями. И легко представляли своих детей на месте жертв Стерлинг Хай.
    Проблема в том, что зачастую проще наказать преступника, нежели устранить первопричину. А раз так, то нет гарантии, что подобное не повторится. Как гласит китайская мудрость, «если мы не изменим выбранное направление, то окажемся там, куда направляемся».
    ИНТЕРЕСНЫЕ ПЕРСОНАЖИ
    Джози и Питер. Отличница на вершине школьной иерархии и троечник-изгой. Казалось бы, что между ними общего? А между тем общее есть – они НЕ ТАКИЕ, как все. Но если Питер попросту неспособен к мимикрии, не умеет себя подать и посмотреть на себя со стороны и никогда не понимал, как звучат его слова для постороннего слушателя, то с Джози всё сложнее. Девочка достаточно адаптирована в имеющемся социуме. Её не гнобят. Но и не особо любят. А ей в один прекрасный момент захотелось большего… В результате если путь Питера - череда унижений, то путь Джози – череда предательств: сначала Питера, а потом и себя. И если в первом случае ещё можно понять – непопулярность заразна – то ежедневно придуриваться, шестерить перед тем, кто тебе малоприятен, и панически бояться разоблачений, втайне подумывая о суициде… Воистину, мыши плакали, кололись но продолжали жевать кактус.
    Мэтт Ройстон. Некоторым может показаться, что он дешёвый манипулятор и Джози не стоит. На самом деле стоит. Они оба друг друга стоят. Оба имеют повышенный интеллект. Оба способны на глубокие чувства. И оба, не задумываясь, причиняют боль самым близким людям, чуть только возникнет хотя бы намёк на угрозу для их репутации и популярности. Развернись судьба иначе, и Джози могла бы остаться с Мэттом и жила бы пусть не безоблачно, но вполне счастливо.
    Алекс Корниер и Патрик Дюшарм. Внешне – вполне благополучные люди, которым можно только позавидовать. А внутри – одиночество. Одна, раз в жизни совершившая непотребный, как ей кажется, поступок лезет из кожи вон, чтобы загладить свою вину и отмыть запятнанную, как ей кажется, густой чёрной краской репутацию. Другой каждый раз корит себя за то, что не успел, опоздал, не уберёг. И когда судьба сталкивает их друг с другом, реально ЭТОЙ паре хочется пожелать счастья.
    Лейси Хьютон. Кого как, а меня эта героиня дико бесила. Любящая мамашка, блин. Которая жопу поднять не может, чтобы хотя бы попытаться исправить ситуацию. Не нравится, как сын учится? Так сиди с ним и разбирайся в материале. Не нравится, как у него складываются отношения в школе – так подними этот вопрос на родительском собрании или пойди к директору. Ах, психоолух сказал? А сама куда смотрела, дура?
    Джордан МакАфи. По ходу дела единственный, кто улавливает суть ситуации и пытается расставить все точки над ё. Не потому, что изначально испытывает к Питеру нежные чувства, а потому, что считает: каждый заслуживает честного суда. Ну а потом искренне проникается драмой, и участие в разбирательстве не проходит для него бесследно.

    26
    1,6K