Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена

Л. Стерн

  • Аватар пользователя
    Аноним18 мая 2018 г.

    Мем сквозь слёзы

    В книге Стерна сразу бросается в глаза его созвучие сегодняшнему времени с его культурой мемов, черным юмором, осмеиванием всего и вся, когда запретных тем больше нет. В современности все это получило питательную среду и возможности, но семена были посеяны еще тогда Лоренсом Стерном, семена так называемого постмодернизма - вот они: рваный, нарочито издевательский стиль, когда с читателем не просто ведут разговор, его постоянно траллируют, его заманивают и бросают с неоконченным, такой сетап с пустым панчлайном

    Если вдруг кто не в теме, вам сюда
    А если, вдруг, вы хотите сказать, что типа герои разные, то Стерн вообще такие кроссоверы делает, у него вон Дон Кихот в виде живого Йорика и ничего...
    Трудная судьба была у Стерна, как у писателя, поначалу - сатиру запрещали, не пущали, но он не сдался и вот мы имеем дошедший до нас сквозь века памятник на кладбище мемов той весело-мрачной эпохи, эпохи зарождения капитализма и туберкулеза, имперских войн и большой литературы. Как он прошел мимо меня? Ведь я прочитал его знаменитых предшественников, и Дон Кихота и Гаргантюа. Видимо концентрация мемасов на страницу у Стерна все-таки не дотягивала до уровня популярных на то время Сервантеса и Рабле.
    С чего бы начать? Начало в романе очень символично - это рождение Тристрама Шенди, вернее к рождению мы подходим не сразу, автор разбирает подробности генезиса своего героя от зачатия. Чем-то библейским, ветхозаветным веет от планов отца Тристрама - Вальтера, который пытался разобраться в процессе деторождения с разных точек зрения, от юридически-казуистичной, до научно-метафизической. Он то крючкотворски выписывает параграфы, согласно которым жена должна рожать в деревне, если роды в городе не принесли никакого результата, то разбирается с духами, то вычисляет давление на череп ребенка при рождении... Типа творец такой, се создал человека по образу и подобию, так сказать, хотели как лучше, а получилось как всегда. В чем же причина всех проблем и бед Тристрама? Пресловутый человеческий фактор покопался и тут. Такое ощущение, что прикладная мерфология была написана именно по следам Тристрамовых катаклизмов.
    Все что может пойти не так, пойдет не так. Это первичный смех, ситкомовский, закадровый ржач. Потом начинается смех за счет комедийных персонажей: Обадия, Трим, Доктор Слоп - это такие Стерновские Трус, Балбес и Бывалый, которые тянут на себе всю комедийную начинку этой сборной солянки. Понятно было, что на одних гыгыках далеко не уедешь, нужен был филлерный контент, в современных книгах роль таких опилок, которыми набивают чучела книг обычно являются ремесленные всякие штуки, искусство (вот не далее, как недавно начал читать "Киноманию" - там вот кинематограф богат на разного рода опилки, которыми так удобно набивать объем), у Лукьяненко всякие рецепты и коньячок, у Коэльо - философия, у Акунина исторический культурный слой, у Мьевиля сеттинги, ну и так далее. Филлерным контентом у Стерна служат его проповеди, коньки (не те, на которых катался Тристрам во Фландрии и застудил грудь, что послужило развитию у него туберкулеза) а hobby horse, увлечения дяди Тоби, в основном. Особняком стоят главы, посвященные носам и усам, причем под носами и усами понимаются именно носы и усы, а не то, что вы подумали, когда прочитали про незнакомца с огромным носом, который получил его на Мысе Носов. Он был именно на мысе Носов, а не того, о чем вы подумали, когда представили себе огромный нос. Прямо так и представляешь себе эти куртуазные шепотки - "А вы слышали там у него НОС картонный!!!АДЫН!!11" (Гоголь неистово плюсуе)
    Чем же заняться автору и удивить читателя, когда контента набралось? Начинаем постмодернизм, играем со временем, растягиваем время, сжимаем время, переставляем события в разном порядке. И вот уже похороненные герои все еще живут в книге, их жизнь не прервалась описанием их смерти. Меня не удивили эти игры, не удивили пропуски глав, и главы в одну-две строки. Это игрушки всё... несерьезно. Меня удивили романтические вставки, буквально несколько предложений на всю книгу, но они такие... классные и настоящие, то, что Тристрам говорит Дженни, вот что настоящее, только эти слова вытаскивают книгу из болота постмодернизма за косичку от парика. Без них было бы плохо, а с ними еще ничего
    На троечку
    мемы-то продукт скоропортящийся, протухли уже в основном

    12
    1,3K