Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Безумная Евдокия

Анатолий Алексин

  • Аватар пользователя
    MariyaVoronova16 мая 2018 г.

    Присутствуют спойлеры

    Итак, очередная сложная житейская ситуация от Анатолия Алексина. Женщина с пороком сердца рискнула забеременеть и родить. и была за это достойно вознаграждена. В любящей семье растет дочка, умница, красавица, папина и мамина радость. Способная и умная девочка не разбрасывается своими дарованиями, а усердно посещает не только обычную, но и художественную школу, и при этом находит время для помощи по дому. Идиллию омрачает только навязчивость классной руководительницы, которая отказывается замечать в Оленьке тонкую и возвышенную натуру, в упор не видит ее достижений, а требует быть как все. Заставляет дежурить по школе, ходить на собрания, и вообще заниматься всякой коллективной ерундой вместо художественного творчества. Родители в лучших советских традициях выученной беспомощности даже не пытаются как-то поправить ситуацию, например, перевести дочь в другой класс или даже другую школу, а лишь уговаривают ее подчиниться грубой силе, не высовываться и отбывать номер. То есть Безумная Евдокия призывает посредственностью "быть, а не казаться", а папа с мамой убеждают, что казаться вполне достаточно, зато троллят бедную учительницу в узком семейном кругу. На первых страницах папа, от лица которого ведется повествование, демонстрирует типичное мировоззрение интеллигента с творческими задатками (он даже фантастические рассказы писал в молодости, а потом перестал. А жена перестала петь, и в конце этому находится остроумное объяснение). В общем, в глазах папы учительница - серая дура, одноклассники дочери тоже звезд с неба не хватают, зато доченька - отрада родительского сердца, бриллиант и идеал. Все резко меняется в одно прекрасное утро, когда учительница вламывается в дом и объявляет, что дочь пропала из похода. Почему-то классная руководительница, живущая исключительно интересами детей, и все знающая про вверенный контингент, не помнит, что у матери порок сердца, стало быть, волновать ее нельзя, и не обращается сначала к более крепкому папаше. Ну тогда не было бы такого трагического и поучительного финала, так что простим. В общем, начинаются поиски, звонки и прочая суета, а папа тем временем вспоминает зверства классной руководительницы и ее верных клевретов из числа ребят. Когда он заканчивает перебирать обидки, появляется живая и здоровая дочь, которая сбежала ночью из палатки, чтобы выиграть соревнование.
    Она опаздывает всего на несколько минут - измученная неизвестностью мать сходит с ума, что подтверждает рояль в кустах - старенький невропатолог, появившийся на сцене аккурат для того, чтобы мгновенно диагностировать у женщины душевное расстройство и вызвать психиатрическую перевозку. Мать отправляется в дурдом, где и остается, видимо, навсегда. Советская психиатрия шутить не любит, работает быстро, точно и с гарантией. Кстати, непонятно, сознательно ли автор выбрал прозвище "безумная Евдокия", мол, вы так зло шутили над учительницей, а потом взяли и сами сошли с ума, или это случайность.
    Тем временем папаша очень сильно прозревает. Он узнает, что все было не так, и гнобили дочь за дело, и вообще она эгоистичная сволочь, которой на всех плевать. Любовь любовью, талант - талантом, а прежде всего надо уметь считаться с другими людьми. Он понимает, что учительница - просто Сухомлинский в юбке (и в брюках), она гуманна и самоотверженна, а собственная доченька - дрянь конченная, да и только. И надо было слушать Евдокию Савельевну, а не стебаться над нею втихаря.
    Вот такая незамысловатая история о том, как плохо быть эгоисткой.
    И вроде бы все верно, но почему-то неубедительно. Долго я ломала голову, что же мне мешает согласиться с автором, и наконец догадалась.
    Евдокия Савельевна конечно молодец, но в ее понимании человек может быть хорошим, только если он ничем не лучше других. В ней есть самая нехорошая черта обывателя - презрение к чужому таланту. Если бы Оля была изображена просто избалованной девочкой, дарования которой присутствуют только в воображении родителей, к повести возникло бы гораздо меньше вопросов. А тут объективно - девочка посещает художественную школу, выигрывает конкурсы, повышая этим, между прочим, престиж школы. Но пофигу. Главное, чтобы окна мыла. А то ишь какая, возомнила о себе.
    Удивляет и душевная черствость папани. Дочь пропала, а он сохраняет полное хладнокровие, сыплет афоризмами, и задается главным вопросом русской интеллигенции: "кто виноват". "Что делать" ему не надо, все делают за него, что и приводит в итоге к сумасшествию жены. тут он тоже демонстрирует завидную выдержку. В психушку так в психушку. Все равно она больше не поет, а я фантастические рассказы не пишу, потому что мы так любили своего ребенка, что не могли заниматься ничем другим.
    Главное все переосмыслить. Найти истоки, а лучше - виноватого. Учительница на эту роль больше не годится, поэтому выбор падает на собственную дочь. Мы ее так любили, а она взяла и выросла чудовищем. Плюс мгновенно меняется на минус, а такая полярность свидетельствует о полном равнодушии к человеку и собственной психологической незрелости.
    Вообще произведения Алексина - Эльдорадо для психологов, превосходные клинические примеры, откуда что берется. Повести короткие, но неоднозначные, похоже на переливные календарики советской эпохи - так посмотришь, одна картинка, а этак - совсем другая.

    27
    6,1K