Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Things Fall Apart

Chinua Achebe

  • Аватар пользователя
    Аноним15 мая 2018 г.
    Он много размышлял о заглавии книги и остановился на таком: "Умиротворение диких племен Нижнего Нигера"

    Спустя несколько месяцев после знакомства с Чинуа Ачебе я вновь вернулась к нему за новой порцией историй о далекой Нигерии. На этот раз я побывала в деревне под названием Умуофия, что расположена в восточной части страны. Время - вторая половина XIX века, начало колониальной эпохи в Африке, но поначалу всё идет хорошо. Читатель знакомится с Оконкво - одним из жителей деревни, обладающим несколькими титулами. Оконкво известен своим мужеством и храбростью, будучи молодым, он победил нескольких врагов. Как он говорит своим старшим сыновьям, в их возрасте он уже пил пальмовое вино из черепа побежденного им врага. Оконкво горд, но в то же время способен на сострадание, любовь и заботу о ближнем. Казалось, что дела его идут в гору, но нелепая случайность повернула его жизнь в другое направление, и казалось, что и вся деревня с этим повернулась в другую сторону - пришло разрушение. Британцы. Их цели - колонизация, захват новых территорий, распространение христианства.


    Заботясь о вашем благе и благе вашего народа, мы хотим править вами мирно.

    Так и хочется ответить, а с чего вдруг нигерийцы хотят, чтобы вы ими правили?

    Пока читаешь описание Ачебе того, как разрастается религия, как начинаются столкновения британцев с местным населением, становится обидно за них. Да, это были язычники. Да, многие их обычаи были дикими и негуманными (например, если у женщины рождались близнецы, их выбрасывали в Нечистый лес, не давая им жить). Но это был народ, у которого была своя собственная жизнь, а к нему пришли насаждать свои порядки. Вот так читаешь и думаешь, насколько гуманной вообще была вся эта колонизация? Думали-то только о себе господа колонизаторы. А то, что они разрывали родственные узы внутри клана, разобщали семьи, унижали африканцев и смеялись над их обычаями, - кто им позволял так поступать? Чем их религия лучше? Да и вообще, после второй книги Ачебе еще больше думаю о том, насколько верно пытаться приобщить народы, которые до сих пор живут в родоплеменном строе, к благам цивилизации? Конечно, многие блага действительно полезны, взять хотя бы медицину. Однако во мне всё противится вот этому грубому насаждению своего как единственно верного.

    Если сравнивать книгу с прочитанной ранее Стрелой бога , то эта понравилась мне сильнее. Здесь больше динамизма, хотя в первой части книги опять же никакие особенные события не происходят. Автор знакомит читателя с Оконкво, его семьей, с обычаями народа ибо. Я многие обычаи помнила еще с прошлой книги, и было здорово снова их встречать. И опять мои любимые пословицы! Приведу и здесь про ящерицу:


    Ящерица, которая спрыгнула на землю с высокого дерева ироко, сказала, что, если никто другой ее не похвалит, она сама это сделает.

    Здорово ведь :)
    Интереснее были описаны взаимоотношения Оконкво и членов его семьи, он показался мне более живым человеком, чем Эзеулу. Конфликт отцов и детей (отношения Оконкво и Нвойе), попытки главного героя сохранить лицо, даже если делаешь это вопреки своим чувствам, из гордости, и в то же время отчаянное желание сохранить и отстоять свою землю, свои обычаи, защитить свой народ... - таков Оконкво. Финал отрезвляет, как и в "Стреле бога": такой суровый, болезненный и... жалко всех - и Оконкво, и его клан.

    Обязательно буду читать Покоя больше нет , Ачебе очень хорошо пишет!

    7
    1,4K